|
1. |
Звездопад
|
4:05 |
|
Дмитрий Харатьян, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
2. |
Орлята учатся летать
|
2:25 |
|
Иосиф Кобзон, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
3. |
Кто пасётся на лугу? |
1:46 |
|
Александр Олешко, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
4. |
Мы — гагаринцы |
3:05 |
|
Детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
5. |
Главное, ребята, сердцем не стареть, из цикла песен Таёжные звёзды
|
2:40 |
|
Антон Макарский, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
6. |
Песня о тревожной молодости, из к/ф По ту сторону
|
3:05 |
|
Александр Гордон, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
7. |
Старый клён, из к/ф Девчата
|
2:56 |
|
Валерий Яременко, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
8. |
Хорошие девчата, из к/ф Девчата
|
2:15 |
|
Марина Девятова, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
9. |
Доктор Айболит |
2:24 |
|
Леонид Рошаль, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
10. |
Птица счастья, из к/ф О спорт, ты — мир!
|
3:30 |
|
Алексей Воробьёв, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
11. |
Нежность, из цикла песен Обнимая небо
(см. также к/ф Три тополя на Плющихе, 1967 г.)
|
2:55 |
|
Оксана Сташенко, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
12. |
Темп, из к/ф Баллада о спорте
|
3:15 |
|
Данила Дунаев, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
13. |
Герои спорта
|
3:14 |
|
Детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
14. |
Старт даёт Москва
|
2:45 |
|
Антон Макарский, Виктория Морозова, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
15. |
Спортпопурри |
3:52 |
|
Детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
16. |
Надежда
|
3:20 |
|
Дмитрий Харатьян, детский музыкальный театр «Домисолька» |
|
Звездопад (1965)
Н. Добронравов
С неба лиловые падают звёзды,
Даже желанье придумать не просто…
На небосклоне привычных квартир
Пусть загорится звезда Альтаир.
Припев.
Звездопад, звездопад…
Это к счастью, друзья говорят…
Мы оставим на память в палатках
Эту песню для новых орлят.
Что пожелать вам, мальчишки, девчонки?
Встретиться снова бы в нашем «Орлёнке»!
Будет и солнце, и пенный прибой,
Только не будет смены такой…
Припев.
Пусть перед нами дороги земные,
Слышим мы дальних миров позывные.
Юность и песню, и крылья дала
Тем, кто поверил в созвездье Орла.
Припев.
Как бесконечные звёздные дали,
Мы бы на яркость людей проверяли.
Прав лишь горящий, презревший покой,
К людям летящий яркой звездой…
Припев.
Орлята учатся летать (1965)
Н. Добронравов
Орлята учатся летать.
Им салютует шум прибоя,
В глазах их — небо голубое…
Ничем орлят не испугать!
Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать, —
То прямо к солнцу в пламень алый,
То камнем падая на скалы
И начиная жизнь опять, —
Орлята учатся летать.
Припев:
Не просто спорить с высотой,
Ещё труднее быть непримиримым.
Но жизнь не зря зовут борьбой,
И рано нам трубить отбой! Бой! Бой!
Орлята учатся летать,
А где-то в гнёздах шепчут птицы,
Что так недолго и разбиться,
Что вряд ли стоит рисковать…
Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать.
Вдали почти неразличимы
Года, как горные вершины,
А их не так-то просто взять, —
Орлята учатся летать.
Припев.
Орлята учатся летать…
Гудят встревоженные горны,
Что завтра злее будут штормы.
Ну, что же… Нам не привыкать!
Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать,
Они сумеют встретить горе,
Поднять на сильных крыльях зори.
Не умирать, а побеждать!
Орлята учатся летать!
Орлята учатся летать!
Кто пасётся на лугу? (1969)
Ю. Черных
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Кони? Нет, не кони!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Козы? Нет, не козы!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко —
Будете здоровы!
Мы — гагаринцы (2000)
Н. Добронравов
Мы Отчизне своей просигналим:
Мы в свой первый уходим полёт…
Это Юрий Гагарин,
Это Юрий Гагарин
Нас вперёд за собою ведёт.
Припев:
Над легендами, над поверьями —
Над землёю к мечте мы летим.
Будем первыми! Будем первыми!
Мы гагаринцы!
Мы победим!
Он Земле нашей крылья расправил.
Самым первым был в звёздном строю.
Он нам смелость оставил,
Он нам звёзды оставил,
И улыбку оставил свою.
Припев.
Мы — гагаринцы! Мы не сдаёмся!
Наше имя теперь — легион.
Мы сквозь тучи прорвёмся,
Мы сквозь грозы прорвёмся,
И земля улыбнётся, как он…
Припев.
Главное, ребята, сердцем не стареть (1963)
, из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов
Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, а в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь.
Припев:
А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…
Лётчик над тайгою точный курс найдёт,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то зелёный, молодой народ.
Припев.
Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы, пока что небогатом,
Чтобы все богатства взять из-под земли.
Припев.
…Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая,
Лёту к нам в Таёжный несколько часов!
Припев.
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
В Сибирь, за песнями
Песню, написанную в 1962 году в Братске, без всякой натяжки можно приравнять к песне, сочинённой в 1919-м на Восточном фронте или в 1943-м на Курской дуге.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» — только одна из яркого и разнообразного цикла песен, созданных небольшим, но дружным коллективом — композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.
Эти трое отправились в экспедицию, которая ими самими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли… Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодёжи. Привезли их в Москву, но главное — оставили в Сибири!
Вообще говоря, циклы песен, рождающиеся в результате творческой поездки,— дело в советском песенном творчестве традиционное.
Выезды поэтов и композиторов постепенно превратились в добрую традицию нашей творческой и общественной жизни. Но по опыту знаю — в поездке создаётся несколько песен, иногда даже много песен, а к людям во всеобщие друзья в лучшем случае попадает лишь одна. Если она станет всенародно известной, то и это чудесно. Другие, быстро уходящие в забвение песни выполняют роль безмолвных помощников песни, которая прославилась.
А вот Пахмутова, Гребенников и Добронравов в результате первой в их жизни поездки в Сибирь создали целый букет известных ныне и любимых молодёжью песен: «Девчонки танцуют на палубе…», «ЛЭП-500» (смелое решение — написать о линии электропередач и так вот неблагозвучно назвать песню; а вот с тех пор это ЛЭП звучит поэтично!), «Куба — любовь моя» (первое исполнение, показ этой песни проходил в интернациональном клубе Братска «Глобус»), «Марчук играет на гитаре» (молодцы — рассказали в песне о живом, действующем, неугомонном комсомольце, ещё и по фамилии назвали настоящей).
К циклу присоединилась написанная раньше песня «Геологи» — она приобрела достоверность после встреч с геологами, была одобрена, утверждена своими героями.
Ну, а о песне «Главное, ребята, сердцем не стареть» уже говорилось, как о результате сибирской поездки.
Справедливость и точность требуют дополнения: втрое больше песен было написано, они прозвучали, роль свою сыграли, но на большую дорогу не вышли, широкого признания не получили. Это вовсе не значит, что были они плохи. Просто есть такой закон — я о нём уже говорил,— не могут пятнадцать песен запеться сразу. Запелись пять — это уже чудо, из ряда вон выходящий случай.
Поездка молодых авторов в Сибирь была организована ЦК комсомола. Это была творческая командировка. Пусть на страницах юмористических журналов эта форма связи с жизнью постоянно высмеивается. Я не согласен с ироническим отношением к ней.
Пахмутова, Гребенников, Добронравов ездили в Сибирь с исполнителями — молодыми певцами; когда они двигались на пароходах по широким сибирским рекам, то даже возили с собой пианино. Знакомились с людьми, завязывали крепкие узлы дружбы, выступали на звенящих комариным зудом опушках тайги, в дощатых клубах, на пристанях. Знаю, найдутся скептики, скажут: «Подумаешь, работёнка! Вот если б они в тайгу пошли с геологами на всё лето или бетон в плотину клали…» Я думаю, что от таких подвигов композитора и поэтов песен не прибавилось бы. Экспедиция за песнями делала своё дело, за что и надо быть благодарным авторам.
Строители Братской ГЭС, молодёжь других строек Сибири очень радушно принимали своих песенников. Не гастролёрами, а товарищами были они. И остались друзьями на годы, не побоюсь сказать — на всю жизнь.
О зелёном, молодом народе, бесстрашно штурмующем глубины тайги, о людях, плывущих навстречу утренней заре, о братчанах, ставших братьями, и написана эта песня. Не всё мне нравится в её тексте: мне кажется, что образ «зелёное море тайги» несколько отягощается и даже разбивается предшествующими словами «о чём-то поёт». Это тяжеловато для песни, трудно петь. Но вот я критикую, а песню между тем поют — значит, авторы правы.
Поездка композитора Александры Пахмутовой и поэтов в Сибирь оказалась для них не просто двумя месяцами жизни, но событием всей жизни. Ведь, казалось бы, что прочней и устойчивей, чем поговорка? Была поговорка, присказка: «В Москву за песнями», а молодые энтузиасты утвердили её в новом отличном виде: «В Сибирь, за песнями».
|
Песня о тревожной молодости (1958)
, из художественного кинофильма По ту сторону
Л. Ошанин
Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная, —
И нету других забот.
Припев:
И снег, и ветер,
И звёзд ночной полёт…
Меня мое сердце
В тревожную даль зовёт.
Пускай нам с тобой обоим
Беда грозит за бедою,
Но дружба моя с тобою
Лишь вместе со мной умрёт. |
Вариант: Но дружбу мою с тобою
Одна только смерть возьмёт. |
Припев.
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд.
Припев.
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пройдёт. |
Вариант:
Не надобно нам покоя.
Судьбою счастлив такою,
Ты пламя берешь рукою,
Дыханьем ломаешь лёд. |
Припев.
Не думай, что всё пропели,
Что бури все отгремели.
Готовься к великой цели,
А слава тебя найдёт. |
Вариант:
И так же, как в жизни каждый,
Любовь ты встретишь однажды.
С тобою, как ты, отважно
Сквозь бури она пойдёт. |
Припев.
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
Комсомольцам всех времён
Постановка кинокартины «Тревожная молодость» осуществлялась в 1958 году не только как экранизация одного из интереснейших произведений о комсомоле — «По ту сторону», но и как увековечение памяти комсомольского писателя Виктора Кина. [Долматовский намекает на трагическую гибель В. Кина в ходе массовых репрессий 1937-1938 гг. и его реабилитацию в 1956 г. — Вебмастер.]
Для написания музыки к картине была приглашена Александра Пахмутова, молодой композитор, тогда автор всего лишь нескольких хороших песен. Прицел был взят правильный — пусть представитель нового поколения советской молодёжи внесёт свой вклад в кинематографическое возрождение книги комсомольца первого призыва о своих товарищах и сверстниках, об их жизни и борьбе. Стихи писал Лев Ошанин, впервые сочиняя песню вместе с Александрой Пахмутовой. Я заметил, что первая песня, первая встреча двух до этого вместе не работавших авторов чаще всего оказывается удачной, и самой удачной у этих авторов — если они и после работают вместе. Чем это объяснить? Вероятно, тем, что, впервые слагая песню вместе, поэт и композитор как бы отдают друг другу весь опыт предыдущих лет, и произведение получается значительным, весомым. Две индивидуальности сталкиваются впервые — непременно будет яркая вспышка.
Итак, предстояло написать песню комсомольцев гражданской войны. Но станут ли петь эту песню люди, чья молодость проходит через четыре десятилетия после молодости героев Виктора Кина? Нет, просто песня времён гражданской войны, стилизация — не запоётся. Не лучше ли в этом случае использовать в картине одну из тогдашних песен, из тех, что пели когда-то Виктор Кин и его товарищи? Ведь хорошие были песни!
Было решено, что в фильме должна присутствовать песня, одновременно имеющая как бы два лица: это песня времён гражданской войны, соответствующая сюжету картины, образам её героев. Это одна задача. А вторая: это песня сегодняшних и завтрашних комсомольцев.
Нелегко такую задачу решить. Удачное решение исторической песни не принесёт успеха. Если хорошо получится только современная песня, это тоже будет провалом. И не только неудачей поэта и композитора, но и всего коллектива, ставящего кинокартину.
Авторы старались почерпнуть образы для будущей песни в книге Виктора Кина «По ту сторону», в характерах его героев, в общем настроении будущего фильма.
В свою очередь, на будущую кинокартину оказывали влияние открытия, уже утверждённые в советском искусстве, в поэзии. Сверстники Виктора Кина, выражая общее настроение поколения, нашли хорошие слова, подобные тем, что жили на страницах книги «По ту сторону».
Не до ордена.
Была бы Родина… — |
писал в Отечественную Семён Кирсанов, и ему вторил комсомолец гражданской войны Иосиф Уткин:
Была б она счастливою,
А мы-то будем счастливы… |
В «Песне о тревожной молодости» было найдено ещё одно выражение этой мысли:
Жила бы страна родная,
И нету других забот. |
А исток этого мотива, запев и зачин — поэзия Маяковского.
Я не унижу песню, если скажу, что формулы, заключённые в её строфах, подсказаны Виктором Кином. Иначе и не могла стать удачной песня для фильма, поставленного по произведению глубокому и раздумчивому: она — как сгусток чувств и мыслей той замечательной книги. Ведь это характер героев Виктора Кина:
Пока я ходить умею,
Пока глядеть я умею,
Пока я дышать умею,
Я буду идти вперёд! |
Песня удалась на славу. Это сейчас одна из любимых комсомольских песен, суровая нитка, связывающая воедино поколения.
В июне [в действительности 19 мая — Вебмастер.] 1966 года в Большом Кремлёвском Дворце проходил съезд комсомола. На трибуну поднялась маленькая молодая женщина — только белокурая голова была видна. Она произнесла взволнованную речь о молодёжи, деловую, серьёзную. Зал внимательно слушал речь комсомольского композитора.
Потом под сводами дворца грянуло «Меня моё сердце в тревожную даль зовёт». Со всех сторон на трибуну посыпались цветы. Пахмутову и так было едва видно, а тут её совсем засыпали цветами. Из зала выбежали комсомольцы, подняли на руки автора «Тревожной молодости» — тут только она стала всем видна.
|
Старый клён (1961)
, из художественного кинофильма Девчата
М. Матусовский
Старый клён, старый клён,
Старый клён стучит в стекло,
Приглашая нас с друзьями на прогулку.
Отчего, отчего,
Отчего мне так светло?
Оттого, что ты идёшь по переулку. |
Вариант:
Приглашая нас с тобою на прогулку. |
Снегопад, снегопад,
Снегопад давно прошёл,
Словно в гости к нам весна опять вернулась.
Отчего, отчего,
Отчего так хорошо?
Оттого, что ты мне просто улыбнулась.
Погляди, погляди,
Погляди на небосвод,
Как сияет он безоблачно и чисто.
Отчего, отчего,
Отчего гармонь поёт?
Оттого, что кто-то любит гармониста…
Хорошие девчата (Песня подруг) (1961)
, из художественного кинофильма Девчата
М. Матусовский
Хорошие девчата, заветные подруги,
Приветливые лица, огоньки весёлых глаз!..
Лишь мы затянем песню, как все скворцы в округе
Голосами своими поддерживают нас.
Судьбе своей навстречу идём мы без оглядки,
Куда нас ни пошлёте, мы везде найдём друзей.
На целине далёкой — в бараке и в палатке,
Всюду с нашим приходом становится светлей.
То поднимаясь в гору, то опускаясь круто,
Лежит дорога наша и не видно ей конца.
И вам всегда помогут в нелёгкую минуту
Наши верные руки и девичьи сердца.
И рано на рассвете, и после трудной смены
Весёлые запевки в нашей комнате звучат.
Скажите нам, ребята, скажите откровенно —
Было б скучно, наверно, на свете без девчат?!
Доктор Айболит (1993)
Н. Добронравов
Кто там плачет жалобно: «Ой, бо-бо! Болит!
Помоги, пожалуйста, доктор Айболит!»
Девочки и мальчики! Вот он к нам спешит…
«Что случилось?» — спросит нас доктор Айболит.
Лечит добрый доктор наш взрослых и детей,
Маленьких проказников и больших зверей.
К нам ко всем на выручку он с утра спешит,
Лучший из волшебников — доктор Айболит.
Хрю-хрю-хрюшка бедная не скулит — хрипит…
Хрю-хрю-хрю-хрюнический у неё бронхит.
Гор-гор-гор — у горлицы горлышко болит…
Всех на свете вылечит доктор Айболит!
Снилось, снилось, снилось нам, что почти без сил
С Нила, с Нила, с Нила к нам прибыл крокодил.
Говорил он доктору: «Доктор, пожалей!
И микстуры сладенькой полведра налей!»
С Северного полюса телефон звонит.
Плачут мишки белые: «Ой, бо-бо! Болит!
Океан в волнении: стонет рыба-кит…
Всех на свете вылечит доктор Айболит!
Станут все здоровыми, будет аппетит.
Всех на свете вылечит доктор Айболит.
Каждый скажет доктору: «Больше не болит!»
Скажут все: «Да здравствует доктор Айболит!»
Птица счастья (1980)
, из документального кинофильма О спорт, ты — мир!
Н. Добронравов
Птица счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня…
Выбери меня,
Выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня.
Сколько в звёздном небе серебра!
Завтра будет лучше, чем вчера.
Лучше, чем вчера,
Лучше, чем вчера.
Завтра будет лучше, чем вчера.
Припев:
Где-то гитара звенит…
Надёжное сердце любовь сохранит.
Сердце любовь сохранит.
А птица удачи
Опять улетит…
Будет утро завтрашнего дня.
Кто-то станет первым, а не я…
Кто-то, а не я,
Кто-то, а не я
Сложит песню завтрашнего дня.
Нет на свете танца без огня.
Есть надежда в сердце у меня.
Выбери меня,
Выбери меня,
Птица счастья завтрашнего дня!
Припев:
Песня моя прозвучит…
Надёжное сердце любовь сохранит.
Сердце любовь сохранит.
А птица удачи
Опять прилетит…
Нежность (1965)
, из цикла песен Обнимая небо
С. Гребенников, Н. Добронравов
Опустела без тебя Земля…
Как мне несколько часов прожить?
Так же падает в садах листва,
И куда-то всё спешат такси…
Только пусто на Земле одной
Без тебя, а ты…
Ты летишь, и тебе
Дарят звёзды
Свою нежность…
Так же пусто было на Земле,
И когда летал Экзюпери,
Так же падала листва в садах,
И придумать не могла Земля.
Как прожить ей без него, пока
Он летал, летал,
И все звёзды ему
Отдавали
Свою нежность…
Опустела без тебя Земля…
Если можешь, прилетай скорей…
Комментарий Евгения Долматовского из книги «Рассказы о твоих песнях» (М., 1973): |
Опустела без тебя земля
В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. О Гагарине знают все, это любимый образ советских людей всех поколений. Но, наверное, только близко знавшие Юрия могут рассказать о его необыкновенной обыкновенности, о его обаянии.
Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. Увлечённый открытиями и предвосхищением открытий, Гагарин особенно восторгался тем, что Пахмутова со своими постоянными соавторами Гребенниковым и Добронравовым ещё в 1961 году, незадолго до первого полёта в космос сочинила песню «Заря космического века».
Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. В своих вкусах и пристрастиях он отнюдь не ограничивался «лётной» и «космической» темой. Он настаивал на том, чтобы создатели песен поехали на Северный флот, где он служил в юности. Песня «Усталая подлодка» в какой-то степени обязана своим появлением первому космонавту. Из рассказов Гагарина вылилась другая, очень известная песня «Орлята учатся летать».
У Гагарина, замечательного лётчика, был свой кумир — лётчик, Герой Советского Союза полковник Георгий Мосолов. В народе о Мосолове знают меньше, чем о космонавтах, но для разведчиков звёздных дорог Георгий Мосолов — старший товарищ, хотя и является почти ровесником Гагарина.
Лётчик-испытатель Георгий Мосолов первым достиг небывалых небесных высот. Один из его невероятно смелых полётов закончился неудачно. Лётчик разбился и остался жить лишь чудом. Врачи несколько раз выводили его из состояния клинической смерти.
Мосолов выжил, железная его воля победила. Я часто встречаю полковника на набережной Москвы-реки: мы живём в одном квартале — он, и композитор Пахмутова, и я. Мосолов подвижен, деятелен, бодр, но летать ему, как говорится, заказано.
Читатель, наверное, уже догадался, что песня «Обнимая небо» и её строки «если б ты знала, если б ты знала, как тоскуют руки по штурвалу» имеют к нему прямое отношение, написаны о нём, а тема подсказана Юрием Гагариным.
С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность».
«Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения.
Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов. Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.
О своём друге Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов рассказали через годы после его трагической гибели в цикле песен «Созвездие Гагарина». О песнях цикла — «Смоленская дорога», «Знаете, каким он парнем был», «Как нас Юра в полёт провожал» — ещё рано рассказывать: никто не может определить, какая из песен войдёт в народный обиход, все ли они выдержат испытания временем. Но любимая песня Юрия тоже в какой-то степени рисует нам его облик, дополняет знакомый его образ.
Вот почему я выбрал песню «Нежность» для рассказа.
|
Темп (1979)
, из документального кинофильма Баллада о спорте
Н. Добронравов
Старт, рывок и финиш золотой.
Ты упал за финишной чертой…
Ты на целый миг быстрее всех.
Мир, застыв, глядит на твой успех…
Мир, застыв, глядит на твой успех…
Ты на целый миг быстрее всех.
Припев:
Всё быстрей…
Мчится время всё быстрей.
Время стрессов и страстей
Мчится всё быстрей.
Темп моей страны, моей земли.
Ждать мы ни секунды не могли…
Жизнь, ты всё сложней, ты всё быстрей.
Темп — наш современный чародей.
Темп — наш современный чародей.
Жизнь, ты всё сложней, ты всё быстрей… |
Вариант:
Бег рождённых молниями дней,
Век неутолённых скоростей… |
Припев.
След зари, бегущей по волнам.
Свет любви всё ярче светит нам…
Верь своей невспыхнувшей звезде!
Ритм аккомпанирует мечте.
Ритм аккомпанирует мечте.
Верь своей невспыхнувшей звезде!
Припев.
Герои спорта (1972)
Н. Добронравов
Будет небесам жарко!
Сложат о героях песни.
В спорте надо жить ярко,
Надо побеждать честно!
Замерли вокруг люди,
Светятся экраны теле…
Верьте, что рекорд будет!
Знайте, мы близки к цели!
Припев:
Мы верим твёрдо в героев спорта.
Нам победа, как воздух, нужна…
Мы хотим всем рекордам
Наши звонкие дать имена!
Дерзкий путь наверх сложен,
Лидерам сегодня трудно…
Знаем: победить сможем,
Если совершим чудо!
Судьи будут к нам строги,
Но, в конце концов, поверьте,
Скажут нам, что мы — боги,
Скажут: «Молодцы-черти!»
Припев.
Шествуй на Олимп гордо,
К солнечной стремись награде
Ради красоты спорта,
Родины своей ради!
Надо побеждать честно,
Надо жить на свете ярко!
Сложат и о нас песни, —
Будет небесам жарко!
Припев.
Старт даёт Москва (1978)
Н. Добронравов
Припев:
Старт даёт Москва,
Старт даёт Москва,
Старт даёт Москва,
Зовёт на старт наша Москва!
Самое мирное
Сраженье — спортивное.
Нет крепче оружья,
Чем верная дружба.
Всё будет отдано
Для радости Родины,
И крылья отваги
Окрепнут в атаке.
Припев.
Самое мирное
Сраженье — спортивное.
Всё громче аккорды
Высоких рекордов.
Честно и молодо
Спортивное золото.
Плывут над планетой
Фанфары победы…
Припев.
Трус не играет в хоккей (1968)
С. Гребенников, Н. Добронравов
Звенит в ушах лихая музыка атаки…
Точней отдай на клюшку пас, сильней ударь!
И всё в порядке, если только на площадке
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев:
Суровый бой ведёт ледовая дружина:
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей!
Пусть за воротами противника всё чаще
Победной молнией пульсирует фонарь!
Но если надо, защищается блестяще
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Красивых матчей будет сыграно немало,
И не забудем, не забудем мы, как встарь,
В сраженьях золото и кубки добывала
Великолепная пятёрка и вратарь!
Припев.
Команда молодости нашей (1979)
, из документального кинофильма Баллада о спорте
Н. Добронравов
С тобою мы объехали полсвета,
Но каждый раз тянуло нас домой!
Поставь мою любимую кассету,
Давай передохнём перед игрой…
Припев:
Тебе судьбу мою вершить.
Тебе одной меня судить,
Команда молодости нашей,
Команда, без которой мне не жить.
Трава на стадионах зеленеет,
А мудрость, словно осень, настаёт…
Друг к другу мы становимся нежнее,
Когда борьба все яростней идёт.
Припев.
Со спортом мы расстанемся не скоро.
Но время не унять и не сдержать…
Придут честолюбивые дублёры,
Дай Бог им лучше нашего сыграть!
Припев.
На верность проверяются таланты.
Нам есть за что судьбу благодарить:
Мы преданы единственной команде,
Команде, без которой нам не жить.
Припев.
Надежда (1974)
Н. Добронравов
Светит незнакомая звезда.
Снова мы оторваны от дома.
Снова между нами города,
Взлётные огни аэродромов…
Здесь у нас туманы и дожди.
Здесь у нас холодные рассветы.
Здесь на неизведанном пути
Ждут замысловатые сюжеты…
Припев:
Надежда — мой компас земной,
А удача — награда за смелость.
А песни…
Довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось.
Ты поверь, что здесь, издалека,
Многое теряется из виду, —
Тают грозовые облака,
Кажутся нелепыми обиды.
Надо только выучиться ждать,
Надо быть спокойным и упрямым,
Чтоб порой от жизни получать
Радости скупые телеграммы…
Припев.
И забыть по-прежнему нельзя
Всё, что мы когда-то не допели,
Милые усталые глаза,
Синие московские метели…
Снова между нами города.
Жизнь нас разлучает, как и прежде.
В небе незнакомая звезда
Светит, словно памятник надежде.
Припев.
© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.
|
| |