! Данная статья размещена на сайте в качестве иллюстрации неоднозначного отношения к Александре Пахмутовой и её творчеству в российском обществе. Она отражает исключительно точку зрения автора и готовилась без участия Александры Николаевны и Николая Николаевича. Часть фактов, изложенных в статье, могут не иметь отношения к действительности. Будьте внимательны и аккуратны при цитировании!

Талант композитора плюс поэтический дар мужа позволили Пахмутовой стать Героиней Социалистического труда и народной артисткой. Но почему-то вспоминается анекдот: Панк с похмелья: «Мам, поставь Кобзона, может, проблююсь…»


Ноябрь выдался щедрым на юбилеи деятелей культуры, и всё почему-то музыкальной.

И не простые ведь всё люди, а такие, что сам Президент поздравительные телеграммы шлет. Наконец-то дождалась этой чести Александра Пахмутова. В связи с 70-летием. Родилась Александра Николаевна 9 ноября в пригороде нынешнего Волгограда, закончила в 53-м московскую Консерваторию и с тех пор радует весь советский народ своим многогранным талантом. Тут тебе и десятки песен-шлягеров, музыка к кинофильмам, кантаты какие-то… В общем, Герой Соцтруда (1990) лауреат и кавалер всех мыслимых советских наград, народная артистка СССР (1984) — живое олицетворение эпохи, при одном упоминании которой у меня от отвращения сводит губы. Честно скажу: мало что так не люблю, как творчество, как там в справочнике Союза композиторов, сейчас посмотрю, ага, «выдающегося русского советского композитора».

И ведь что интересно — есть хорошие мелодии у неё, ну никуда не денешься. Та же знаменитая «промежность», тьфу… про нежность. Нет, серьёзно, что с человеком правильно выбранное замужество делает. Не будь у Пахмутовой мужа-поэта, кто бы сейчас знал, что надежда-наш-компас-земной или что «неподкупный» взгляд внезапно оглянувшегося гражданина-прохожего уже знаком супругу-соавтору, что Гагарин рукой махал, когда «поехал». Или вот: «под крылом самолёта о чем-то поёт» привязанный за что-то там пилот… А это: «русские играют в хоккей!» — классно! Просто анекдоты, положенные на музыку. Не всякому дано, между прочим, писать тексты песен, чтоб прямо с эстрады — в жизнь и обратно. Ну и что, что поташнивает, как вслушаешься в истинный смысл «текста слов», не переиначенный пересмешниками. Я, кстати, всегда подозревал, что фамилия накладывает отпечаток на личность носителя. Вот художник Глазунов — посмотрите, какие лица на картинах. Большие, одинаковые глаза — главный отличительный признак всех образов. Представляете, что было бы, если бы ему досталась фамилия юбилярши? Пах-мутов, мда…

Принимая во внимание мои догадки, легче понять, что только добрый нравом человек сможет написать «птица счастья завтрашнего дня прилетела, крыльями звеня», как будто речь идёт о стратегическом бомбардировщике.

И вот если бы не тандем Пахмутова-Добронравов, кто знает, в какой лютой безвестности прозябали бы до сих пор Пьеха, Кобзон или Магомаев, не говоря о Краснознамённых ансамблях всех родов войск нашей необъятной.

«Муж да жена — одна сатана» как нельзя лучше подходит к творческому методу знаменитой пары. Не будь этих прекрасных строк, пиши Александра Николаевна музыку на стихи какого-нибудь Франсуа Вийона или Аполлона Григорьева, разве имели бы наши красные сограждане свою гимнографию? Ни в жисть! А так приятно собраться на площади у памятника самого живого из людей и с оттяжечкой, под баян в мегафончик поорать:

 

Если вновь тучи надвинутся грозные,
Выйдут Тимуры — ребята и взрослые…
Каждый готов до победы идти.
Гайдар шагает впереди!

 

Ой, нет, такие песни они теперь не поют, забыли, гады, как нас на пионерской линейке заставляли хором под бренчанье разбитого пианино скандировать эту пошлятину… И верить во всю гадость, которую с таким азартом облагораживали эти кавалеры «орденов Дружбы народов».

Да что я ругаюсь — у тётеньки юбилей, все довольны, цветы, концерт в БЗК (а где ж ещё, композитор знатный!), поздравления от всего «прогрессивного человечества», небось, ломятся.

Да к самому празднику нет претензий, сто лет жизни, товарищи.

Но не надо песен, умоляю. Надоела эта бесконечная отрыжка тоталитаризма, стотысячекратно повторенная по радио и телевидению в нашем детстве и юности, затрахавшая мозги нашим папам и мамам, отчего они до сих пор сомневаются, за кого голосовать — может, и впрямь за Зюганова?

Культура должна иметь механизмы ассенизации, как любое здоровое явление. Пока с помпой будут чествовать одиозных творцов социалистического рая, я буду повторять слова Галича всякий раз, как запоют Лещенко с Толкуновой:

 

Старики управляют миром,
Суетятся, как злые мыши,
Им по справке, выданной МИДом,
От семидесяти и выше.

 

Откружили в боях и в вальсах,
Отмолили годам продление
И в сведённых подагрой пальцах
Держат крепко бразды правленья.

 

По утрам их терзает кашель,
И поводят глазами шало
Над тарелками с манной кашей
Президенты Земного Шара!

 

Простите меня, дорогие юбиляры, за то, что я вас не люблю. Вы отравили мое детство своим совковым псевдопатриотическим творчеством. И чествовать вас я не буду, я ж не Президент.

Игорь Камиров

10 ноября 1999 г., № 31 (031)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо