Как бы кто ни относился к творчеству Александры Пахмутовой, мало кто возразит: Пахмутова — это эпоха. Люди рождались под её задорные комсомольско-молодёжные песни и пляски и отдавали Богу душу под них же. Кто-то ностальгирует от первых аккордов саундтрека к фильму «Три тополя на Плющихе», кто-то умиляется хитам из «Девчат». Мало кто в курсе, что есть ещё балет «Озарённость», но некоторые знатоки найдутся. Также граждане, часто бывающие за океаном, утверждают, что там весьма популярен «Концерт для трубы с оркестром». Им, конечно, слышней.

Поколению, которое родилось для длинных волос, повальной любви, цветов, наркотиков и фенечек, Пахмутова была символом двуличной и ханжеской Совдепии. С одной стороны — «Оркестр Махавишну» или Weather Report, а с другой — «Песня о тревожной молодости» или, того хуже, «Надежда». Зато почти вся страна пускала слёзы под «ласкового Мишу», улетавшего в небеса. Почти вся, но не вся: некоторая её часть помирала в это время в соседнем государстве, и им было не до «Миши» и «тревожной молодости». И те, кто в песках дружественной Афганщины отучились раз и навсегда пить горячий чай — даже на гражданке потом ни-ни, — вряд ли запоют когда-либо про «Геологов».

Такая судьба: кто боготворил, а кто плевался. Зато и с Братском прощались со слезами умиления, и усталые подлодки из глубины добирались до дома. И государственные награды находили своих героев идеологического фронта, поскольку песня помогала жить и строить социалистическое отечество.

Народная артистка Советского Союза и лауреат всевозможных премий никогда не была членом КПСС, говорит, что изо всех сил противилась этому. В одном из немногочисленных последних интервью юбиляр припомнила, что некоторым песням советская цензура не давала ходу. Так, например, «Песню о Ленине», написанную для русского хора, забраковали лишь из-за строчки «…Ильич прощается с Москвой…». Объяснили, что Ленин не может прощаться со столицей, поскольку он навсегда в ней. Так песня до сих пор и лежит в столе.

Однако композитор Пахмутова, отмечающая сегодня свой 75-летний юбилей, не склонна к пессимизму. Ну и что, что «неформат», и песня про Бурейскую ГЭС не соберёт благодарную аудиторию? Зато есть другие, которые исполняли и исполняют иногда: Людмила Зыкина, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Александр Градский и другие звёзды. Такая судьба: жить на стыке двух эпох.

Александра Пахмутова родилась 9 ноября 1929 г. в поселке Бекетовка под Сталинградом. В три с половиной года начала играть на рояле и сочинять музыку. В 1943 г. Саша приехала в Москву, где была принята в Центральную музыкальную школу при столичной консерватории. Потом она училась в Московской консерватории у композитора и педагога Виссариона Шебалина. Аспирантуру Пахмутова окончила, защитив диссертацию на тему «Партитура оперы Глинки „Руслан и Людмила“».

Тимофей Головашкин

9 ноября 2004 г., № 314 (1712)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо