Александра Пахмутова. Думая о ней, невольно вспоминаешь: с ней дружил Юрий Гагарин. Они даже чем-то похожи — у обоих светлая открытая улыбка.

Эта органичная духовная общность со многими и многими людьми, подлинными героями нашего времени, — одна из главных черт характера Александры Николаевны. Она везде своя — среди строителей Братской ГЭС и молодых рабочих Москвы, целинников и космонавтов, спортсменов или среди её коллег-композиторов. В самой личности Пахмутовой есть что-то такое, что сделало её песни знамением времени.

Биография художника не всегда и далеко не прямо определяет вехи его творчества. Но всё-таки: дед Пахмутовой — красный командир, герой гражданской войны, отец — секретарь райкома партии в 20-х годах, неутомимый труженик, мастер на все руки. Война вошла и в жизнь юной Али, омрачив детство взрослыми тревогами и невзгодами. Нелегко было в те годы.

В 1943 году комиссия Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, прослушав скромную девочку из далёкого заволжского городка, решила: зачислить «ввиду отличных перспектив». Так в трудные годы войны для Али открылась дорога в творчество… Где-то здесь, наверное, истоки светлого пахмутовского оптимизма. И её мужественного, ответственного отношения к жизни.

В Центральном Комитете комсомола помнят, как она пришла сюда впервые, хоть минуло с той поры почти двадцать лет… Возводились великие сибирские, комсомольские стройки. И тогда в ЦК ВЛКСМ пригласили молодых мастеров искусств. Предложили поехать в Сибирь: как нигде, там отчётливо видны были первоосновы нашей жизни. Как нигде, было трудно. Как нигде, люди нуждались в ярких эмоциональных впечатлениях.

Среди тех, кто первым сердцем откликнулся тогда на социальный заказ комсомола, — Александра Пахмутова, Николай Добронравов, Сергей Гребенников.

В одной из статей я прочёл признание Пахмутовой: «…чаще всего замысел песни возникает у меня от каких-то жизненных впечатлений». Но и без этих искренних слов ясно: творчество Александры Николаевны — продолжение её активной гражданской позиции, отношения к событиям, людям.

Вернусь опять к её первой сибирской поездке. Местные комсомольские работники задумали было превратить эту поездку в гастроли, в цепь концертов на разных строительных площадках. Этот план, в общем-то, можно было понять: общение с автором «Тревожной молодости» хотелось «распределить» на всех, как распределяли хлеб, тёплые фуфайки, инструменты. Но Александра Николаевна воспротивилась. Не гастрольное турне, а проникновение в суть происходящего влекло её. И в этом в конце концов поддержали её сами комсомольские вожаки: Иван Скрыпников, секретарь комитета ВЛКСМ «Братскгэсстроя», Фрэд Юсфин, президент молодёжного клуба «Глобус». Пахмутова осталась на стройке жить «просто так». Из впечатлений тех дней родился замысел цикла «Таёжные звёзды»: «Падунские пороги», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Марчук играет на гитаре», «ЛЭП-500»…

Молодёжь шла в райкомы за комсомольскими путёвками, «откликаясь» не только на призывы газет — на песни Пахмутовой тоже. Композитор словно подводила юношей и девушек к порогу нравственного выбора: с кем ты, за что, против чего.

То, что мы называем сегодня романтикой сибирских строек, одной из первых сумела почувствовать Александра Николаевна Пахмутова. И выразить в музыке всё богатство своих впечатлений, всё своё восхищение героизмом и подвигом юности. Ни одной натужной, фальшивой ноты не было в её песнях — и в первую очередь это высоко оценили строители Братска.

Множество раз потом выезжала Александра Николаевна по путёвке комсомола в разные концы страны — в пионерлагерь «Орлёнок» и на Северный флот, на целину и в города Прибалтики, в Набережные Челны и в Тюмень, Новороссийск, Магнитогорск… Она живёт среди своих героев в палатках, пьёт ледяную воду утренних родников, ходит на комсомольские собрания и поёт с ребятами песни у вечерних костров. И то, что она переживает в эти прекрасные дни и часы, мы потом слышим в её песнях и принимаем как своё.

Каждая песня А. Н. Пахмутовой конкретна, полна собственного, неподдельного, жизненного впечатления. Драма «Падунских порогов» случилась в жизни. ЛЭП — именно «ЛЭП-500». А девушка стремится к любимому именно в Усть-Илимск — в края, которые он, судя по всему, обрисовал ей в письмах. Пахмутова не скрывает ни трагедии, что произошла у Падуна, ни того, что у усть-илимского парня «тоска в рыжих глазах». Потом она так же не скроет, как трудна служба на подводных лодках. И ей так же сразу поверят. Опираясь на свои жизненные впечатления, композитор словно сверяет их с нашими. Она говорит в музыке о самом главном, поднимается до самого высокого пафоса.

Её герои всегда вписаны в широкую панораму жизни. В прекрасных песнях о комсомоле их черты как бы сливаются в единый собирательный образ. Такие марши, как «Не расстанусь с комсомолом», «И вновь продолжается бой», «Любовь, комсомол и весна», словно созданы для того, чтобы их пели люди в момент торжества, единства, радости. Не случайно первыми исполнителями некоторых песен Пахмутовой были делегаты комсомольских съездов.

О чём бы ни были песни Александры Николаевны — речь идёт о богатом внутреннем мире нашего современника. Это он служит на подлодке, учит летать самолёты, играет в хоккей, строит. А любимые нами лирические песни Пахмутовой — «Нежность», «Мелодия», «Надежда», «Как молоды мы были»… Они звучат в нас звонкой радостью юношеских чувств или светлой грустью расставания.

Даже монументальная, эпического звучания песня «Малая земля» воспринимается как очень личная. И это чувство не обманывает. Мы слышим рассказ участника событий о героических днях, о подвиге. И, несмотря на отдалённость во времени, его повествование находит живой отклик, нас словно ведёт за собой память рассказчика.

Вспомним «Созвездье Гагарина». Удивительно точно Пахмутова поняла: наше отношение к Юрию Гагарину меняется по мере того, как идёт время, восприятие его подвига — тоже. Всенародное ликование, влюблённость в Гагарина, любование им, сыном Вселенной, — ещё не вся правда. Космонавты помнят Юрия Алексеевича как мудрого, надёжного друга и наставника, — и правы. Смоленские земляки не перестают поражаться: ведь совсем был незаметный парнишка, таких тысячи — и в этой истине, в этой «привязке» Гагарина к родной земле — истина.

Каждого из нас зовёт своя высота.

Всё это и ещё очень многое сказала А. Н. Пахмутова о своём товарище. Сказала музыкой, а люди считают, что она создала своеобразный памятник Гагарину…

Есть у сочинений Александры Николаевны Пахмутовой ещё одно удивительное свойство. Её песни, при всём их очевидно комсомольском духе, — для всех. Для хора с оркестром и для гитары у костра, для солдатского строя и для девушек, поющих вечером в рабочем общежитии. Для старых и молодых.

Пахмутова — художник высокой музыкальной культуры. Мастер. Она умеет достигать такой лёгкости, гибкости музыкального письма, что, кажется, мелодия льётся «сама». Известно, однако, каких каторжных трудов стоит в искусстве такая «лёгкость». Это очень важно, потому что сегодня «грамоте знать» вроде бы иногда и не обязательным считается: мол, был бы талант и контакт с аудиторией. И летят на наши головы шлягеры — один другого моднее, чтоб через полгода кануть в Лету.

Есть и другая опасная крайность: иногда художник уходит в решение чисто профессиональных задач, в тайны ремесла, отделяя себя от современников непроницаемой стеной своей «посвящённости». Пахмутова же из тех, кто предъявляет себе и своему искусству самый высокий счёт. Определяющая черта в творчестве композитора А. Н. Пахмутовой — ответственность перед временем и людьми.

Именно поэтому она первой среди музыкантов стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Поэтому из года в год возглавляет жюри на фестивале молодёжной песни «Красная гвоздика» в Сочи. И нам так часто нужно её участие в задуманном, так важно её мнение, её помощь!

Лауреат Государственной премии СССР, секретарь правления Союза композиторов СССР и РСФСР А. Н. Пахмутова по-прежнему, как и обещала в песне, не расстаётся с комсомолом. Для неё это не просто красивая фраза. Искренность, доброжелательность влекут к Александре Николаевне тысячи юношей и девушек. Постоянно получает она телеграммы, письма, приглашения. И, как и прежде, она готова по телефонному звонку из дальнего райкома сорваться с места, повезти ребятам свои песни…

В. СУХОРАДО,
заведующий отделом культуры ЦК ВЛКСМ

 

С. ТУЛИКОВ,
композитор, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР:

Александру Николаевну Пахмутову можно назвать одним из ведущих мастеров советской песни. Её музыка — сама современность. Но современные интонации в любом её сочинении опираются на лучшие традиции нашей песни и русской вокальной классики и окрашены своеобразием творческой личности автора. Ни одна важная тема, задача, событие, которыми живёт страна, не остаются без внимания композитора. Вот почему так популярны её песни.

В. СЕВАСТЬЯНОВ,
лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола:

Дорогая Александра Николаевна! Ваши песни любимы, поются всем советским народом, они помогают успешней трудиться, веселей и серьёзней жить, оптимизм их рождает волю и упорство, зовёт к героическим свершениям, к творчеству и обретению высокой поэзии в любой работе.

Спасибо Вам за песни, которые стали нам дороги!

В. ДВУРЕЧЕНСКИЙ,
секретарь комитета ВЛКСМ СМП «Укрстройбам»:

Исполнилось пять лет, как наш строительно-монтажный поезд прибыл на БАМ. Пять лет посланцы Украины строят здесь будущий город Ургал. Любое торжество, понятно, не обходится без песен. И, знаете, какие чаще всего звучали на нашем маленьком юбилее? Песни Пахмутовой.

Совсем недавно провожали мы первый поезд с почётными пассажирами — лучшими строителями магистрали. Они заслужили право открыть рабочее движение на Восточном участке БАМа. И вновь из окошек вагонов прямо с высокой насыпи доносились хорошо знакомые слова: «Главное, ребята, сердцем не стареть»...

И в будни, и в праздники звучат на БАМе её песни.

Е. ЗИМИН,
неоднократный чемпион Европы, мира и Олимпийских игр по хоккею, заслуженный мастер спорта СССР:

Я слышал много замечательных песен Александры Николаевны Пахмутовой, а одну из них запомнил на всю жизнь. Вы, наверное, уже догадались, какую именно, — ну, конечно же, её знаменитый марш о хоккеистах.

Спортивная тема занимает видное место в творчестве Александры Николаевны Пахмутовой. Её дружба с нами, спортсменами, оказалась крепкой и взаимной: её песни помогали нам добиваться больших побед, преодолевать неудачи, а наши победы, в свою очередь, вдохновили Александру Николаевну на создание новых произведений.


 
Фото М. XАРЛАМПИЕВА

«Комсомольская правда»
8 ноября 1979 г., № 259 (16666)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator