Не знаю, заметили вы или нет, но в последнее время мы всё чаще подвергаемся незримой обработке разного рода мифами. На днях приглашаю свою приятельницу на творческий вечер Александры Пахмутовой в Государственном концертном зале «Россия» и вдруг слышу в ответ: мол, композитор-то она замечательный, но уж очень конъюнктурный. Шла на концерт и думала: может, в чём-то моя подруга права? Может, многое в творчестве Александры Николаевны уже, так сказать, устарело? Ведь не одна же моя подруга придерживается такого мнения. Но вот откуда возникло, почему распространилось оно, кто этому способствовал? Нет ничего страшнее для художника, нежели обвинение в конъюнктурности. Конечно, А. Пахмутова всегда была на острие времени, в том числе и застойного, как мы говорим нынче; она никогда не расставалась с комсомолом, который нынче, как, впрочем, и все в нашем обществе, кардинально пересматривает многое в своей давней и недавней истории. Могло ли то время не отразиться на Пахмутовой? В общем, признаюсь, груз вопросов и для меня был нелёгким. И уже то, что у зала стояла толпа, жаждущая лишнего билетика, меня удивило и порадовало…

Жанр авторского вечера — это, можно сказать, творческая антология крупного художника. Вместе со зрителями мастер как бы перелистывает страницы своей биографии — в песнях, в музыкальных произведениях разных жанров.

И начала свою авторскую программу А. Пахмутова неожиданно — с нового и во многом необычного произведения «Аве, вита!», исполненного оркестром симфонической и эстрадной музыки Гостелерадио СССР (дирижёр — Александр Михайлов) и впервые прозвучавшим в столице ансамблем колокольной музыки Петропавловской крепости города Ленинграда (художественный руководитель — Валерий Лоханский). Солировала, исполняя партию фортепиано, сама Пахмутова. Кстати, открытий и неожиданностей в вечере-концерте было немало. Знаменитая «Песня геологов», относящаяся к началу творческой биографии композитора, прозвучала на этот раз в исполнении трио «Меридиан», а «Опустела без тебя земля…» — в интерпретации такой необычной певицы, как Анна Резникова (тоже впервые вышедшей на эту престижную столичную сцену). И россыпью по всему почти четырёхчасовому концерту были премьеры необычных последних песен Пахмутовой — и хорошо, что созданы они были в содружестве с молодыми популярными певцами, такими, как, например, лауреаты Всесоюзного и Международного конкурсов Павел Дементьев и Наталья Рожкова или Александр Градский… Думаю, не ошибусь, если скажу, что такое содружество позволило и молодым певцам открыть в себе нечто новое. Во всяком случае «1825 год» в исполнении Павла Дементьева предстал на сцене своеобразным драматическим спектаклем-миниатюрой.

Но жанр вечера-антологии предполагал и наличие классических страниц. Они прозвучали в исполнении народного артиста СССР Иосифа Кобзона, народной артистки РСФСР Валентины Толкуновой, Большого детского хора Гостелерадио СССР (художественный руководитель — народный артист СССР Виктор Попов), болгарского певца Бисера Кирова, заслуженного артиста РСФСР Заура Тутова…

Поразительно, каким многообразным предстал перед нами талант композитора — от серьёзных оркестровых пьес (например, «Аве, вита!» и «Карнавала»), народных игровых мелодий, песен о любви и романсов до песенной эстрады, публицистики, имеющей непосредственное отношение уже к нашим дням, к проблемам, которыми все мы живём. Музыка Александры Пахмутовой полна света, нежности, мелодичности, но и взрывного открытого темперамента, высокого драматизма, особой театральности, артистизма чувств. Ведь её песни звучали на слова С. Есенина, Р. Гамзатова, Н. Заболоцкого, В. Кострова, М. Львова, М. Матусовского, Л. Ошанина, Б. Слуцкого… И, конечно же, на слова её постоянного автора, поэта Н. Добронравова…

Наверное, Пахмутова каждому, кто пришёл на её авторский концерт, подарила светлые мгновения, радость открытия прекрасного. Она — так современна! И в старых своих песнях, неподвластных времени, и в новых, которым ещё предстоит испытание славой. Строки эти пишу в надежде, что удивительный авторский вечер Александры Николаевны Пахмутовой вскоре предстанет перед телезрителями (телевидение вело его полную запись).

Л. ЦАРЁВА

«Советская Россия»
31 марта 1990 г.


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator