Эта маленькая, добрая и милая женщина знает секрет написания песен, сразу завоёвывающих широкую популярность. Разнообразные по характеру и стилистике, они в большинстве своём становятся отечественной песенной классикой. Их любит и поёт народ. На них вырастают наши эстрадные «звёзды». Им не страшны никакие исторические ветры и перемены. Красивая, быстро запоминающаяся мелодия, гармония слова и музыки, обращённость к сердцам людей, прочная связь с русскими национальными традициями, теплота патриотического чувства — всё это подкупает и в старых, и в новых песнях Александры Николаевны Пахмутовой.

Судя по всему, в последнее время одному из самых талантливых наших композиторов работалось нелегко, что вполне объяснимо. Для подлинного творчества необходимо, помимо всего прочего душевное равновесие. А какое может быть «душевное равновесие» при виде того, что сделали наши «судьбоносники» с великой державой (бывшим Советским Союзом) и во что превращена ими Россия?

К счастью, душевное и творческое смятение А. Пахмутовой не затянулось. Особенно продуктивным оказался для неё последний год. В новых песнях композитора на стихи талантливого поэта Николая Добронравова — боль и надежда нашего смутного времени.

Одну из новых песен А. Пахмутовой поёт «безголосая» Нонна Викторовна Мордюкова — великая русская артистка и удивительная женщина, которая не так проста, доверчива и наивна, какой мы привыкли видеть её на экране. Песня эта (а называется она «Ты печаль моя, печаль...») исполняется без сопровождения — а капелла и звучит как народная. В ней силён элемент плача, что предопределяется её трагическим содержанием: сейчас вроде бы и нет войны, однако российские парни уходят на «войну без войны» и погибают в разных концах бывшего СССР, а сердце матери разрывается от боли; вся Россия, на долю которой выпали новые исторические испытания, покрылась пеленой печали... Простое — по-бабьи — исполнение Н. Мордюковой потрясает, заставляя размышлять о том, что происходит в нашем государстве. Все ли слышат плач русской женщины? Одумаются ли наши политики-экспериментаторы? Сохранится ли Россия, сыновья которой продолжают погибать? Будет ли когда-нибудь конец нашей печали?

Исполнение двух других новых песен А. Пахмутова доверила блистательной, нестареющей Людмиле Марковне Гурченко. Это — песни-исповеди. В них также отразились коллизии наших трудных дней. Героиня песни «Остаюсь», несмотря ни на что, не собирается покидать своё Отечество, попавшее в беду: она остаётся «со своим обманутым народом», ей чужд принцип, согласно которому — родина там, где лучше и сытнее. У настоящих русских нет второй, запасной Родины. Для них священны и бесконечно дороги даже развалины нашего общего Дома. Когда звучит пахмутовская песня «Остаюсь» в пронзительном исполнении Л. Гурченко, в памяти невольно всплывают строки А. А. Ахматовой, отвергнувшей призыв покинуть Родину.

Остающейся героине Пахмутовой-Добронравова наверняка поможет надежда (помните замечательную песню «Надежда», созданную этими авторами в 1974 году?). Не случайно вторая песня, которую поёт Л. Гурченко, называется «Вера». Без веры и надежды ныне прожить нельзя: они действительно умрут последними... Л. Гурченко, не мыслящая себя вне России и не отрекающаяся ни от истории некогда великой страны, ни от собственной биографии, исполняет песню «Вера» как заклинание, как призыв, обращённый к каждому из нас.

В лице двух известнейших и опытнейших киноактрис А. Пахмутова нашла идеальных интерпретаторов своих последних песен (полагаем, что другие исполнители вряд ли осмелятся прикасаться к ним). Однако Пахмутова не была бы Пахмутовой, если бы не умела открывать совершенно новые артистические имена.

Среди таких имён — молодой московский певец Юлиан, полюбившийся слушателям после оригинальной трактовки песни А. Пахмутовой «Старый клён» (на стихи М. Л. Матусовского) из кинофильма «Девчата». Благодаря Юлиану полузабытая песня (ей уже 30 лет!) обрела как бы вторую жизнь. Юлиан ещё студент, однако он уже успел стать победителем одного из эстрадных конкурсов. Он красив, обаятелен, интеллигентен и талантлив.

Неудивительно, что Юлиан оказался среди исполнителей новых песен А. Пахмутовой, соответствующих творческой и человеческой индивидуальности начинающего эстрадного певца. Одна из этих песен называется «Русский вальс». Тут уместно отметить. что русская тема — в той или иной форме — всегда присутствовала в творчестве А. Пахмутовой, будь то «Русская сюита» для симфонического оркестра (1952), увертюра «Русский праздник» для оркестра русских народных инструментов (1S67) или многие песни, в которых широко использованы элементы русского городского фольклора и бытового романса. И здесь, думается, «руку приложил» наставник А. Пахмутовой — выдающийся композитор В. Я. Шебалин, развивавший традиции отечественной классической музыки и обучавшийся у великого Н. Я. Мясковского. Вполне естественно, что в переживаемый теперь период безвременья удельный вес русской темы заметно возрос. И появление «Русского вальса» — ещё одно тому подтверждение. Песня отличается лирической проникновенностью, своеобразием и рельефностью мелодического рисунка. Родившись из любви к России, она и в душах людей пробуждает любовь к России. Через всё произведение рефреном проходят такие знаменательные слова: «Вера моя, песня моя — Россия», «Жизнь моя — Русь».

Как известно, особое место в творчестве А. Пахмутовой занимают такие песенные циклы, как «Таёжные звёзды», «Обнимая небо», «Созвездие Гагарина» и др. Нельзя не почувствовать, что последние песни композитора, исполненные Н. Мордюковой, Л. Гурченко и Юлианом и пронизанные болью за Россию, складываются в новый цикл. Как он будет называться, мы не знаем. Однако убеждены в том, что «несвоевременные» песни А. Пахмутовой, никак не вяжущиеся с криками о реформе и рыночных отношениях, очень нужны сегодня: они помогут нам выстоять и вернуть утраченное национальное достоинство.

Не подумайте только, что у Александры Николаевны Пахмутовой какой-нибудь юбилей. Он ещё не скоро — через два с лишним года. Просто мы не могли не откликнуться на новые песни этого замечательного композитора, который остаётся со своим страдающим народом.

П. БЕКЕДИН.
Санкт-Петербург.

«Советская Россия»
28 июля 1992 г., № 98 (10797)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator