Тысяча девятьсот девяносто девятый — год юбилейный для многих артистов. Маленькие дети, впервые узнавшие смысл слова «юбилей» именно в этом году, наверняка будут долго увязывать это выражение только с круглыми датами музыкальных звёзд. Нотоносец по мере возможностей поддерживает творческую вахту навстречу главной годовщине ближайшего времени — грядущему осенью 70-летию столь же прославленной, сколь и позабытой Александры Николаевны Пахмутовой, Композитора с большой буквы. Об одной из промежуточных к этому юбилею вех рассказывает специально для нашего журнала Роман Синельников, человек, увековечивающий в Интернете пахмутовский музыкальный подвиг.


Совсем недавно — каких-то десять лет назад! — нам вдруг показалось, что жизнь и историю нашу можно заново начать с чистого листа. Но время уже успело сделать нас другими.

В книгах и кинофильмах, в песнях и стихах советской эпохи — генетический код будущего России. Он неистребим, и нести его в себе — вовсе не признак дурного тона. Скорее наоборот: только те, кто достойно относится к своему прошлому, наследуют нашу великую страну для потомков.

На днях в Концертном зале имени П.И.Чайковского прошёл необычный концерт. Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва исполнил известные каждому из нас с детства произведения: музыку Исаака Дунаевского из кинофильма Дети капитана Гранта и песни Александры Пахмутовой, ставшие основной частью программы.

В зрительном зале нашлось место и молодым, и старым. Публика горячо встретила любимых артистов: Иосифа Кобзона, Александра Градского, Рената Ибрагимова, Юлиана, Большой детский хор под управлением Виктора Попова. И, конечно же, Александру Пахмутову и Николая Добронравова, чьи песни сопровождают нас по жизни вот уже сорок с лишним лет.

К сожалению, крайне высокая цена билетов не позволила многим поклонникам творчества Александры Николаевны, к слову сказать, отмечающей в конце года своё семидесятилетие, прийти на концерт. Что ж, время сейчас жестокое. Но что бы ни происходило вокруг нас и с нами, искренность всегда остаётся искренностью, а талант — талантом. Эта идея объединила в Зале Чайковского всех — и артистов, и зрителей.

Можно по-разному относиться к Советскому Союзу или к нынешней России, голосовать «за» или «против», не голосовать вообще… Песни Пахмутовой — все, без исключения — о другом и из другого измерения. Успев давно и прочно занять своё место в истории целых поколений, ассоциируясь у многих с официальной советской культурой, они тем не менее остаются, по выражению Высоцкого, «песнями беспокойства». Беловежская пуща, Просьба, Как молоды мы были, Мелодия, Нежность, Русский вальс… Эти, звучавшие в концерте, и другие песни написаны в разные годы, но в каждой из них — то, что совсем недавно было принято называть активной жизненной позицией.

Равнодушие, увы, всегда в моде. Но правда жизни и в том, что добиться чего бы то ни было под любым флагом и при любом правительстве могут только неравнодушные. «Чтоб тебя на Земле не теряли, постарайся себя не терять!» Те, для кого эта фраза не просто строка из песни, останутся верны творчеству Александры Николаевны на всю жизнь, независимо от политических катаклизмов.

Александра Пахмутова. Символ поколений и связи времён. Человек, живущий среди нас. Этот вечер стал для неё большой удачей. Браво!

Роман Синельников
Нотоносец
27 апреля 1999 г., № 43


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо