А.Пахмутова и Н.Добронравов — фото Леонида Бакка (День) Творческому семейному дуэту Пахмутова-Добронравов принадлежат сотни песен (около 400). Их сотрудничество можно назвать музыкальной антологией нашей жизни. С их песнями на устах в 60-70-е годы тысячи молодых людей, бросая насиженные места, уезжали в тайгу, на целину, на «стройки коммунизма». Сегодня мы по-иному смотрим на тогдашний порыв, но то была их молодость. Всё казалось удивительным и прекрасным: «юность, помноженная на мечту». Александра Николаевна и Николай Николаевич с группой музыкантов и поэтов объездили всю страну. Иногда приходилось трястись сотни километров по бездорожью, греться у костров и выступать после бессонной ночи. Именно в результате таких поездок рождались «Таёжные звёзды», цикл «Обнимая небо», музыкальный «памятник» космонавту № 1 — «Созвездье Гагарина»…

«ЗНАЕТЕ, КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?»

Александра Пахмутова:

— Киев я безумно люблю, у меня тут много друзей. В далёком 1966 году познакомились здесь с замечательным певцом Юрием Гуляевым. Он пел много песен, написанных нами. Именно в его исполнении записан цикл «Созвездье Гагарина», посвященный Юрию Алексеевичу.

В последние годы приземлённо стали относиться к космосу. Мы же считаем, что покорять просторы Вселенной — очень рискованная профессия. Каждый космонавт — герой нашего времени, прикоснувшийся к будущему. Мы знакомы со многими космонавтами, дружны с первым отрядом: Попович, Титов, Николаев, Терешкова. Юрий Гагарин для нас — не абстрактный герой, а близкий и любимый человек. Его гибель — незаживающая рана.

«ФИЛЬМ ЗАБЫЛИ, ПЕСНЯ СТАЛА ГИМНОМ»

Мы не очень много писали песен к фильмам. Самый первый — «Семья Ульяновых». Была картина «По ту сторону». Не морщите лоб, наверняка не вспомните (это была история о молодых бойцах гражданской войны). Но фильм прошел и забылся, зато наша песня стала гимном молодежи 60-х годов, покорителей целины и тайги.

И снег, и ветер,

И звёзд ночной полёт.

Меня моё сердце

В тревожную даль зовёт…

Николай Добронравов:

— Эту песню пели буквально повсюду: на торжественных заседаниях и в домашнем застолье. Фильм «Девчата» точно знаете, его часто показывают по телевидению. Наверняка вспомните и «Песню о тревожной молодости», «Геологи», «Хорошие девчата», «Старый клён».

Как замечательно исполняла Татьяна Доронина «Нежность» в фильме «Три тополя на Плющихе», с таким придыханием, растяжкой. Почти через тридцать лет в «Старых песнях о главном» великолепно она звучит у Татьяны Булановой.

А.П. — Для киноэпопеи «Битва за Москву» написано более трёх часов чистой музыки, 400 страниц партитуры. Совсем иначе работалось над фильмом «Баллада о спорте». Там использовались электроинструменты, синтезатор, вокально-инструментальный ансамбль.

Н.Д. — Мы с Александрой Николаевной заядлые болельщики, у нас много друзей-спортсменов. Ездили на Олимпийские игры в Мехико, Мюнхен, Монреаль. Для Московской олимпиады многое написано. Весь огромный стадион в Лужниках смотрел, как поднимается в небо огромный надувной Мишка, и пел:

На трибунах становится тише,

Тает быстрое время чудес.

До свиданья, наш ласковый Миша,

Возвращайся в свой сказочный лес.

Нам очень приятно, что песни живут своей, уже не зависящей от нас жизнью.

«СЕЙЧАС ВСЕМ ЗАПРАВЛЯЮТ ДЕНЬГИ»

А.Пахмутова — фото Леонида Бакка (День) А.П. — Без стихов нет песни, и чаще всего именно из текста рождается музыка.

Но иногда мелодия готова, а потом появляются стихи. Главное, чтобы была идея. Мы с Николаем Николаевичем часто спорим, и, пока появится готовая песня, он делает несколько вариантов текста, размеров, припевов. Это горячие творческие споры — совершенно без злобы и амбиций.

Н.Д. — Поэт должен работать над песней, как над стихотворной поэмой. Иногда проще написать сборник поэзии, чем несколько строчек. Знаменитая «Мелодия» рождалась почти год. Александра Николаевна создала музыку, и даже не предполагалось, что из неё получится песня. Мне же музыка безумно понравилась, но там трудный, несмотря на кажущуюся лёгкость, стихотворный размер. Перепробовал массу вариантов, писал другое и снова возвращался к «Мелодии». Поэтические и технические черновики по стихам были лучше, на музыку лёг именно тот вариант, который вы знаете. Не верьте тем, кто говорит, что с ходу получается. Это исключение. А если хочешь, чтобы твоё детище полюбили, то нужно основательно потрудиться.

Песня «Нежность»: сначала была музыка, но уже на первом этапе появились строчки «Опустела без тебя земля», и они дали музыкальный импульс.

А.П. — Часто мы заранее знаем, кто бы мог песню исполнить. Так, «Знаете, каким он парнем был?» требовала не только эмоциональности и музыкальности, но и особых вокальных данных. Её исполняли многие певцы, но Гуляев планку поднял очень высоко. Зато «Главное, ребята, сердцем не стареть» можно петь вполголоса, под гитару. «Птицу счастья» болгарский певец Бисер Киров сделал танцевальным шлягером, а фабричный вальсок «Я не могу иначе» Валентина Толкунова исполняет жалостливо и очень искренне. У Муслима Магомаева задумчиво получилась «Мне тебя не понять», и в стиле рока, жёстко работал Александр Градский над «Нам не жить друг без друга». Владимир Трошин, Иосиф Кобзон, Людмила Зыкина — каждый находил свои краски, а песня становилась жизненной новеллой.

Нынче эстрада коммерциализировалась. Плохо выговариваемое, но именно то слово, которое всем заправляет. Горько говорить — всё решает сумма, вложенная в конкретного исполнителя или коллектив. Посему масса посредственностей работают в шоу-бизнесе, а таланты бьются, но пробить стены удаётся немногим, самым настырным.

Юлиана мы нашли случайно на Всесоюзном радио (теперь называется «Радио-1»). Он попросил разрешения взять для исполнения песню «Старый клён», чтобы участвовать в телеконкурсе. Кстати, она ему принесла Гран-при. Потом мы написали специально под его голос, талант и музыкальность целую программу. Только в прошлом году он дал семь сольных концертов в зале «Россия», и каждый раз были аншлаги.

Н.Д. — Второго такого певца нет нынче на эстраде. Обладатель потрясающего голоса, сам очень целеустремлённый, талантливый и, наконец, красивый, что тоже немаловажно для сцены. Юлиан закончил ГИТИС (теперь — Академия театрального искусства) с двумя дипломами: актёр и режиссёр. Поступил в аспирантуру, светлейшая голова. В его репертуаре нет песен-однодневок.

А.П. — Я не только композитор-песенник. Я написала и балет «Озарённость» (постановка Большого театра), и вокально-симфонические, камерные, инструментально-симфонические произведения. Ко всем своим работам тщательно делаю партитуры на компьютере. Есть чем поделиться с молодыми — в смысле секретов композиторской кухни, но предложений преподавать в консерватории пока не было. Раньше гастроли, работа в Союзе композиторов и депутатство в Моссовете не оставляли на это времени, а сейчас, наверное, поздно. Жаль, конечно.

Темп жизни, который был, та круговерть… Как только сил хватало?.. Конечно, вся эта общественная работа мешала творчеству. На отдых времени почти не оставалось, но тогда казалось: «если не я, то кто же?»

«ПОЛИТИКОЙ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ ПРОФЕССИОНАЛАМ»

А.П. — В своё время была депутатом Верховного Совета России. Избрали по Воронежскому избирательному округу. Работала не для галочки, на все письма отвечала, разбиралась с жалобами. На мои отчёты приезжали друзья-артисты. Именно благодаря собственному опыту считаю, что политикой нужно заниматься профессионалам. Нынче многие творческие люди живут за чертой бедности и не от хорошей жизни идут во власть. Осуждать их за это не имею морального права. Каждый поступает по своей совести. Но они даже не представляют, сколько человеческой боли и проблем взваливают на свои плечи. Для меня самым трудным в депутатстве была невозможность помочь всем нуждающимся.

Для многих людей моё имя ассоциировалось с палочкой-выручалочкой. Раз обещала — разорвусь, но сделаю. До сих пор приходят письма-благодарности, объяснения в любви. Я ими очень дорожу.

Почему-то думают, что мы с Николаем Николаевичем были на дружеской ноге со «слугами народа». Огромное заблуждение. Встречались с ними на различных акциях, выступали в правительственных концертах, но всегда чувствовали разницу: где мы, а где они. Из всех наших общих руководителей выделялся Косыгин. Мы с Алексеем Николаевичем несколько раз встречались в неформальной обстановке. Его покойная жена была поклонницей нашего творчества, именно от неё исходила инициатива познакомиться с нами поближе… А от теперешних правителей мы очень далеки.

«НАМ НЕ ЖИТЬ ДРУГ БЕЗ ДРУГА»

А.П. — Нашему семейному дуэту 41 год. Сама не верю, что так давно мы вместе. Кажется, только недавно познакомились. Произошло это на Всесоюзном радио в 9-й студии детского вещания. В ту пору Николай Николаевич работал в Московском театре юного зрителя, много читал в передачах «Пионерская зорька», «Внимание, на старт», а я для них писала музыку. Первая наша совместная работа — песенка «Лодочка моторная»…

Вот так-то — весной познакомились, а осенью поженились. Какого-то семейного секрета счастья я не знаю. Мы просто не принципиальничаем по мелочам.

Н.Д.Сент-Экзюпери утверждал: «Любить — это не смотреть друг на друга, а смотреть в одном направлении». Для творческих семей это очень важно.

Татьяна ПОЛИЩУК
«День» (Киев)
10 января 1998 г., N 3 (289)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо