К 40-летию Ленинского комсомола киностудии страны выпустили пять фильмов, посвящённых героическим подвигам советской молодёжи. Вот их названия: «Андрейка» (Ленфильм), «На дальних берегах» (Бакинская студия), «Добровольцы» (студия имени Горького), «По ту сторону» и «Трудное счастье» (Мосфильм).

В этих фильмах отображены разные этапы исторического пути комсомола; различна в них творческая манера авторов, различна и глубина замысла. Но все пять фильмов объединяет одна общая черта — романтическая приподнятость, пафос, высокий эмоциональный накал, что и определило возможность широкого использования музыки.

Интересно, что в фильмах, посвящённых 40-летию комсомола, «встретились» композиторы разных поколений и творческих школ: один из крупнейших наших мастеров Кара Караев, автор популярных песен М. Фрадкин, молодой московский композитор А. Пахмутова, ленинградец В. Маклаков, наконец, опытный автор киномузыки Н. Крюков.

Фильм «Андрейка» (режиссёр Н. Лебедев, композитор В. Маклаков) воскрешает волнующую эпоху Октябрьской революции, показывает, как дети рабочих помогали своим отцам и старшим братьям в боях за Советскую власть.

По своему общему колориту фильм очень близок замечательным кинопроизведениям 30-х годов. Близок он этим картинам и по музыкальному решению. Здесь и простой, задушевный напев, напоминающий о старых песнях заводской окраины, и симфонические фрагменты, построенные на интонациях революционных песен. Эта «документальность» музыкального решения позволяет воссоздать атмосферу эпохи.

Оркестровая увертюра, в которой слышатся отголоски песни «Смело, товарищи, в ногу», наполнена грозным дыханием грядущей революционной бури. В первых кадрах фильма, изображающих рабочую окраину Питера, звучит песня «Фабричные, привычные»; подобно песне «Тучи над городом встали» в фильме «Человек с ружьём», она сразу уточняет время действия, «утепляет» сюжетную ткань.

Очень точно передано композитором душевное смятение Андрейки при первом его столкновении со страшной действительностью — в сценах расстрела революционной демонстрации. Музыка реквиема погибшей женщине, эпизодов схватки с казаками и возвращения на Охту оставшихся в живых рабочих полна драматической силы и благородства.

Удачно найдено музыкальное сопровождение к рассказу отца Андрейки о Ленине (к сожалению, слишком приглушённое при записи). Эта светлая, чистая музыка проникнута романтической мечтой, верой в прекрасное будущее, за которое борется народ во главе с Лениным и его сподвижниками.

Убедительно показал композитор внутреннее состояние юного героя фильма в эпизодах ареста его отца, встречи с матросом-анархистом, погони за шпионом. Хороши страницы партитуры, характеризующие Андрейку, когда он становится «главой семьи», начинает работать. Незатейливая песня-вальс, звучащая вначале в сопровождении гармони, преображается, приобретает чёткую поступь марша, как бы переключаясь из бытовой сферы в социальную.

И наконец, достойным завершением фильма служит драматическая музыка финального эпизода.

Фильм «По ту сторону» (режиссёр П. Филиппов, композитор А. Пахмутова) посвящён следующему этапу доблестного пути советской молодёжи — периоду гражданской войны. В отличие от «Андрейки», в этой картине музыка характеризует не только борцов революции, но и представителей враждебных классов; таким образом композитор стремится создать конфликтность музыкальной драматургии.

Большую смысловую нагрузку несёт на себе песня, являющаяся своеобразным лейтмотивом комсомольской дружбы (интонационно она близка песне Т. Хренникова «Эх вы, степи, степи» из фильма «Кавалер Золотой звезды»). Эта песня — сначала двухголосная, затем в хоровом и оркестровом изложении — проходит через всю картину. Надо сказать, что композитор умело использует различные приёмы инструментовки для раскрытия содержания музыки. Так, прекрасно сделана симфоническая разработка комсомольской песни в эпизоде спора друзей о том, «когда лучше жить: в эти трудные, тревожные дни борьбы или в светлом ореоле достигнутых идеалов». И совсем иное, но не менее сильное впечатление оставляет та же песня, исполняемая хором а капелла (с закрытым ртом) в сцене подготовки к восстанию.

Очень ярко звучит музыка в кадрах, когда комсомольцы, получившие боевое задание, скачут на конях в Хабаровск; в момент их прибытия в занятый белыми город она окрашивается в суровые драматические тона. Как и В. Маклаков, А. Пахмутова обращается порой к музыкальным «документам», чтобы передать дух изображаемой эпохи. Например, заседание подпольного сибирского ревкома показано на фоне любимой песни ссыльных революционеров — «Глухой неведомой тайгою». Смело решена композитором сцена гибели героя фильма Антона. Музыка — оптимистическая, светлая, мужественная — как бы отрицает смерть, утверждая величие подвига во имя бессмертной идеи.

Лагерь врагов композитор характеризует жанровой музыкой. В декадентском романсе «Две розы», исполняемом в белогвардейском клубе, в ухарской песне пьяных анархистов, в кабацкой цыганской песне ощущаются обречённость и надрыв. Вместе с тем самый приём характеристики носит черты штампа, к которому часто прибегают режиссёры и композиторы в обрисовке лагеря «разлагающейся буржуазии».

Более длительный период — от гражданской войны до ликвидации кулачества — охватывает фильм «Трудное счастье» (режиссёр А. Столпер, композитор Н. Крюков), поставленный по новелле Ю. Нагибина «Трубка». Рассказ о судьбе цыганского мальчика, нашедшего в комсомольской коммуне своё счастье, позволил широко использовать в фильме цыганскую народную песню. Это определило музыкальный колорит картины. Не ограничиваясь показом цыганского фольклора, композитор сочинил музыку обобщающего характера. Такова, например, лейттема старого цыганского быта — лаконичная, заунывная.

Очень хороша песня о многострадальном цыганском народе, которую поёт в клубе коммуны герой фильма Николай. Она органично подготовляет появление волевой, энергичной песни «Священное знамя», выдержанной в стиле песенного творчества конца 20-х–начала 30-х годов. Значительно слабее по музыке, бледна и примитивна написанная в той же манере «Баллада об убитом комсомольце». Напротив, большой выразительностью отличается траурный эпизод, посвящённый комсомольцу Агафону, погибшему от руки врага. Как и музыка финала, этот эпизод насыщен романтическим пафосом.

Менее удачна фоновая оркестровая музыка, которая звучит в сценах свидания влюблённых. Мелодически бледная, она к тому же не лишена шаблонных оборотов и несколько снижает впечатление от лирических кадров фильма. Жаль также, что композитор не сумел противопоставить старинным цыганским песням и романсам, во множестве использованным в фильме, оригинальную лирическую песню, отражающую сдвиг в психологии героя. Такая роль, видимо, предназначалась «Песне про любовь», которую поёт Николай своей любимой перед её гибелью. Но и эта песня, увы, воспринимается, как ещё один старинный цыганский романс.

В основу фильма «Добровольцы» (режиссёр Ю. Егоров, композитор М. Фрадкин) положен одноимённый стихотворный роман Е. Долматовского, рассказывающий о том поколении комсомольцев, которое получило трудовое крещение на стройках пятилеток, сражалось за свободу испанского народа, защищало Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

В фильме много стихов, но повествование развивается в простой и безыскусной манере, которой чужда декламационность. Герои фильма — скромные, душевные люди, и в этом — ключ к музыкальному решению, найденному М. Фрадкиным. Его песня о друзьях-комсомольцах не блещет свежестью интонаций, но в ней есть теплота, искренность.

Драматургически оправдано появление комсомольской песни в «испанских» кадрах, когда её поёт под гитару один из советских добровольцев; органичный фон образует она в момент голосования на комсомольском собрании, участники которого вступаются за оклеветанного друга. Столь же убедительно «подложена» песня под разговор по междугороднему телефону трёх комсомольцев; один из них работает на далёком Севере, другой только что вернулся из Испании, а третий строит московское метро. И так естественно звучит симфонический парафраз той же песни в сценах, когда оставшиеся в живых герои фильма возвращаются домой после окончания войны. Цементируя сюжет, подчёркивая основную идею произведения, комсомольская песня играет в фильме активную драматургическую роль; жаль, что режиссёр и композитор не ввели её в заключительные кадры.

В фильме «Добровольцы» много иллюстративной музыки. Она звучит на выпускном школьном балу и в кадрах, изображающих катастрофу на шахте, в эпизодах, где действие происходит на борту самолёта, и в лирических сценах свидания в Сокольниках. Уместно приведена цитата из песни М. Фрадкина о Днепре — ведь эта песня пользовалась большой популярностью в годы войны.

Несколько особняком по характеру сюжета стоит азербайджанский фильм «На дальних берегах» (режиссёр Т. Таги-заде, композитор Кара Караев). Главный герой его — советский офицер-разведчик Мехти Хусейн-заде (Михайло), который во время войны сражался вместе с партизанами Триеста, выполняя самые сложные боевые задания, требовавшие исключительной отваги и выдержки.

К. Караев не пошёл по пути внешнего иллюстрирования острых сюжетных ситуаций, словно перенесённых в фильм из приключенческого романа. Он создал очень яркие музыкальные эпизоды, которые могут составить полноценную симфоническую сюиту. Музыка, характеризующая героя-разведчика и партизан, эмоциональна и благородна, насыщена глубоким драматизмом. В ней нет и следа той слащавости, которая, к сожалению, присуща игре актёра, исполняющего главную роль. Удивительно хороша «Песня партизан» — сумрачная и строгая, полная настороженности и ощущения сдержанной силы. Потрясают своим трагическим пафосом страницы партитуры, посвящённые гибели партизанки Анжелики и героя фильма. А как ясна, как выразительна музыка, в которой воплощена их светлая мечта! Очень удачно введены в звуковую ткань произведения подлинные песни народов Европы, представители которых сражаются в интернациональном партизанском отряде.

К сожалению, для эпизодов, где изображены фашисты, композитор (как, впрочем, и режиссёр) избрал слишком прямолинейное, «лобовое» решение. Это всё та же маршеобразная какофония, не раз уже слышанная в других фильмах. Зато в симфонической картине, показывающей действия партизан, К. Караев использует самые разнообразные средства современного музыкального языка, находит необычайно яркие мелодические обороты, достигает огромного размаха и силы обобщения.

Музыка к фильму «На дальних берегах» — большая творческая удача композитора.

Таковы впечатления от музыкальной стороны фильмов, выпущенных к 40-летию ВЛКСМ. Отрадно констатировать, что во всех этих произведениях киноискусства музыка углубила эмоциональное содержание зрительных образов. Жаль только, что в эти дни не сошла с экрана в народ новая яркая песня о славных делах сегодняшних комсомольцев — строителей коммунизма.

«Музыкальная жизнь»
10,


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator