Каким огромным, мощным дарованием наделена эта маленькая, хрупкая женщина! В её музыке, а это не только песни, но и симфонии, оратории, концерты для оркестра, музыка к кинофильмам, отразилась целая эпоха в истории нашего Отечества.

Одна из недавних открытых отечественными астрономами планет носит название «Пахмутова». А ведь в самом деле творчество Александры Николаевны Пахмутовой — целая музыкальная планета.

…1970 год мы встречали «на самом конце географии» — в маленьком посёлке на Нижней Колыме. Там, на границе Якутии и Чукотки, на территории района, равной нескольким Франциям, жили и трудились лётчики полярной авиации, работники порта на трассе Северного морского пути и перевалочной базы, водители грузовиков, доставляющих по зимней дороге оборудование, продовольствие в столицу золотодобывающей Чукотки — Билибино, строители, метеорологи, рыбаки, учителя, туда наведывались из тундры оленеводы и охотники. Помню, как местные жительницы, которым, кажется, так и не удалось побывать на «Большой земле», увлёченно пели словно бы ими самими сложенную песню Девчонки танцуют на палубе.

(Хотя, замечу в скобках, авторы у песни были — Сергей Гребенников и Николай Добронравов. Композитор работала с разными поэтами, но самое долголетнее и плодотворное сотрудничество связывает Александру Николаевну и Николая Николаевича Добронравова. Это не только дружный творческий дуэт, но и замечательная супружеская пара.)

Песни Александры Пахмутовой облетали мгновенно всю страну, приходили в каждый дом. Люди сразу почувствовали в них созвучное себе начало, признали их своими и запели как свои собственные, порой даже и не зная имени сочинителя. В одном была непререкаемая уверенность: автор живёт рядом, теми же, как все, заботами, тревогами и ожиданиями, и его биография начиналась так же, как и у множества сверстников композитора.

И это действительно так. Родившаяся в поселке у Сталинграда, Аля детским взором видела жесточайшие, разрушительные бомбёжки своего города, не сдавшегося фашистам, запомнила долгий путь эвакуированных мирных жителей с Волги в Казахстан и дорогу обратно в родные места. А потом была Москва, с которой по сути связана вся жизнь Александры Николаевны. Здесь она в середине войны поступила в Центральную музыкальную школу для одарённых детей, затем была учёба в Московской государственной консерватории у замечательных педагогов отечественной школы. И столь многое определивший выбор — песня.

К теме войны у композитора отношение особое. По её мнению, отечественная военная песня — явление уникальное, в котором отразилось самое героическое время в жизни страны и народа. Военной песне посвятили свое творчество лучшие композиторы, многие из них фронтовики. И прикасаясь к этой теме, Александра Пахмутова продолжает начатое предшественниками. Она написала музыку к киноэпопее Битва за Москву (два двухсерийных фильма были закончены в 85-м году). Эта работа стала этапной для композитора, как и её песенные циклы Таёжные звезды, Обнимая небо, Созвездие Гагарина, в центре которых люди, шагающие впереди, будь то представители земных, сугубо мирных профессий либо те, кто «штурмует небо», — лётчики и космонавты.

В архиве Международного олимпийского комитета хранится официальный фильм о Московской Олимпиаде 1980 года, музыку к нему создала Александра Пахмутова. Кто хоть раз слышал завершившую Игры песню-прощание с ласковым Мишей, вряд ли забудет её. Устроители церемонии закрытия очень просили композитора, чтобы песня нигде до того не исполнялась и чтобы никто не узнал о сюрпризе с талисманом Игр, который должен был подняться над трибунами и улететь в загадочный лес…

Сегодня, с изменением состава воздуха времени, по-другому работается композитору. Песни Поклонимся великим тем годам, Русский вальс, Остаюсь с обманутым народом написаны строго, мудро. А вещи, созданные давно, словно бы получают новое звучание на фоне новейших реалий. Какой болью откликается нынче в душах россиян песня о моряках-североморцах «Когда усталая подлодка из глубины идет домой…» И совсем по-новому светит нам Надежда.

Россия — страна великой культуры, которой мы можем гордиться. Вспомним, что почётными гражданами Москвы были наши современники — великая Галина Уланова и великий Георгий Свиридов. Сейчас, увы, культура находится в тяжёлом положении — и материальном, и моральном. Смещение духовных и нравственных ориентиров породило множество больших и малых драм. «Но отрадно, — говорит Александра Николаевна, — что жизнь всё-таки меняется к лучшему. Мы немало ездим по регионам России и видим, как в больших городах и малых посёлках бескорыстные, не утратившие света в душе люди стремятся сохранить, возродить лучшие традиции, открывают новые школы для юных талантов. Слава, слава, слава этим людям!»

— Что хотелось бы пожелать москвичам в канун Нового года? — повторяет вопрос редакции Александра Николаевна и отвечает: — Конечно, мирной жизни, спокойствия, счастья, чтобы здоровой была наша российская земля. Однажды мне пришла в голову горькая мысль: а ведь люди в стране сейчас передвигаются на четвереньках, уткнувшись в землю. В поисках одни — хлеба насущного, другие — золотых слитков, третьи — места для постройки коттеджей. Мне же хотелось, чтобы люди почаще глядели ввысь, в небо. Чтобы вернулось ко всем нам чувство братства, единения. Чтобы ожили в наших душах чувства светлые, добрые…

Татьяна СЕРГЕЕВА
«Московская правда»
30 декабря 2000 г., № 239 (24052)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо