В редакцию приходят сотни писем с просьбой рассказать о композиторе А. Пахмутовой, о её творческой биографии. Сегодня мы отвечаем вам, ребята.
ОДНАЖДЫ весенним вечером у Колонного зала Дома Союзов остановился парень в форме военного моряка. Несколько раз он перечитал висящую у. входа афишу.
— Вот какое дело, — сказал моряк контролёру, — нет у меня билета на вечер Пахмутовой. А я в Москве проездом. Ребята на корабле не простят, если не услышу её.
И хотя концерт начался и билетов, конечно, не было, моряка всё-таки пропустили. Он вошёл в зал, словно шагнул в песню. У рояля увидел композитора Пахмутову.
…Она росла в посёлке Бекетовка под Волгоградом, в семье рабочего. Отец любил музыку, и как-то в самой большой комнате у окна поселилось пианино.
— Здравствуй, — говорила ему Аля, нажимая клавишу.
Пианино отвечало звонким, весёлым голосом. Оно умело смеяться, быть строгим, печалиться, с ним можно было говорить, как с человеком. Когда Але было пять лет, она сочинила первую пьесу. «Что это?» — спросили взрослые. «Петухи поют», — серьёзно ответила девочка.
В первый класс она отправилась в две школы сразу — в обыкновенную и в музыкальную. В музыкальную ездила в город на поезде, за 18 километров от дома. А потом — война. В эвакуацию ехали в теплушке. От кого-то девочка услышала, что рабочие захватили с собой аккордеон из клуба. У него было боевое имя «Красный партизан». Аля попробовала поднять инструмент — он не поддавался. И всё-таки она подружилась с «Красным партизаном» и играла на нём, пока жили в Караганде.
В трудное время в 1943 году отец привёз Алю в Москву, и она стала ученицей Центральной детской музыкальной школы. Аля жила у знакомых и каждое утро приходила в пустой, гулкий класс к семи, за два часа до занятий, открывала крышку рояля. Школу она окончила с отличием по классу фортепьяно и поступила на композиторское отделение Московской консерватории.
Мужественно запели походные трубы в её «Песне о тревожной молодости» в фильме «По ту сторону». Потом мы услышали «Песню о друге», «Надо мечтать», «Геологов»…
Когда Пахмутова в 1962 году была в Братске, комсомольцы выдали ей «наряд на работу». В наряде стояли необычные пункты: «Призвание — композитор», «Задание — написать песню, достойную наших ребят». Через год с новыми песнями Пахмутова и поэты Гребенников и Добронравов плыли по Апгаре к Усть-Илиму. О путешествии «В Сибирь за песнями» они рассказали в книжке, которая так и называется.
«ЛЭП-500», «Марчук играет на гитаре», «Письмо на Усть-Илим», «Как сдавалась пурга», «Песня о комсорге»… Это биография комсомольского поколения романтиков. Чтобы рассказать её так, как это сделала Пахмутова, нужно было, чтобы сердце билось в лад с сердцами этих замечательных ребят.
В альбоме фотографий Братской ГЭС, который подарили Пахмутовой и её друзьям строители, написано: «Наша стройка будет долго жить в ваших песнях, а ваши песни будут в энергии и бетоне Братской ГЭС».
Часто почтальон приносит композитору письма от ребят. Они рассказывают, как хорошо поются её песни на сборах, у костров, в походах, сообщают о том, что выбрали Пахмутову почётным членом своих музыкальных клубов, хоровых обществ. На листке из тетрадки аккуратно выводят слова: «Пионерский салют Пахмутовой!» Ребята считают её своим пионерским композитором. За смелую песню об Аркадии Гайдаре и о замечательном вожатом, за кантаты «Красные следопыты», «Ленин в сердце у нас». И просто за то, что её песни хочется петь. В них ясная и чистая мелодия, и слова льются легко, как бы сами собой. А её музыка рождает настоящие музыкальные картинки. Вслушайтесь, и вы увидите таёжную полянку, окружённую соснами, и пёстрые трибуны стадиона, услышите весёлый ребячий смех…
Очень любят песни Пахмутовой в пионерском хоре под управлением Соколова Часто ребята поют их первыми, ведь у них с композитором самая горячая дружба. Этим летом друзья вместе были в «Орлёнке». Вернулись в Москву «почётными орлятами», а потом на вечере в одной из школ песни Пахмутовой исполняли пионервожатые из «Орлёнка» — физики, педагоги, студенты.
Песни её любят самые разные люди. Когда у Германа Титова спросили, какие песни ему нравятся, он ответил: «Комсомольские песни Пахмутовой».
А. Н. Пахмутова — композитор большой судьбы. Она пишет симфонические произведения, музыку к кинофильмам, заканчивает работу над Первой симфонией.
В своей музыке композитор Пахмутова взволнованно рассказывает о нашем времени, рассказывает как человек, живущий со своей страной одной радостью и заботой. И входит она в каждый дом, стучится в каждое сердце.
|