Нам повезло: в дни, когда по крымской земле шагает фестиваль «Песни моря», в котором участвуют композитор А. Пахмутова и поэт Н. Добронравов, Центральное телевидение показало запись творческого вечера Александры Николаевны. Всё, что невозможно высказать за несколько минут выступлений на фестивальных площадках, она «компенсировала» трёхчасовым концертом на одной из столичных сцен.

Наверняка, многие из тех, кто смотрел эту запись, подумали: у Пахмутовой открылось второе дыхание — такой новой, неожиданной, остросовременной предстала она. Но, думаю, не ошибусь, если скажу: когда в целом будут оценивать творчество этого большого мастера, отметят, что всё оно прошло на одном дыхании. Она умеет жить и чувствовать в унисон с современниками, откликаясь сердцем и умом на то, что волнует людей.

Мне посчастливилось несколько раз встречаться и беседовать с А. Н. Пахмутовой. Она настолько проста, скромна, внимательна и глубоко интеллигентна, что не отказывает в общении никому. Когда долго не встречаешься с Александрой Николаевной, забываешь, что никак не стыкуется облик хрупкой миниатюрной женщины с мужественным, сурово-сдержанным тоном многих её произведений. Хотя, впрочем, рядом с циклом «Созвездие Гагарина», «Геологами», «Усталой подлодкой», «ЛЭП-500» живут такие песни, как «Нежность», «Мелодия», «Старый клён», «Надежда», окрашенные лирической теплотой, мягкостью, обаянием подлинной женственности.

Я спешу сказать о ней как можно больше, прежде чем перейти к интервью, потому что сама о себе она совсем не говорит. Не хочу перечислять всех её наград и высоких титулов. Это было бы, наверное, важно для начинающего. Для неё достаточно просто имени. Оно уже прочно вписано в художественную летопись наших дней. Её песни завоевали всенародное признание. И даже те из них, которые почерпнуты из повседневности, навеяны конкретными ситуациями и героями, не стали песнями «о профессии», однодневками, а остаются песнями для всех, живут не старея.

В нашей беседе принимает участие Николай Николаевич Добронравов — её верный спутник в жизни и творчестве. Сотрудничая со многими поэтами, Пахмутова всё же создала большинство своих песен в содружестве с ним. Они рождались под впечатлением совместных поездок по стране, одних и тех же встреч с людьми. Отсюда в них столь редкая степень слияния музыки и слова, когда кажется, что песня создана одним человеком.

Корр.: Вам выпала счастливая творческая судьба. Но, как думаете, не назовут ли вас певцами застойного времени?

Н. Д.: Не уверен, что спустя какие-то годы наши дни не назовут периодом развала. Ярлыки, разные определения — дело вообще сомнительное. Писать надо для людей. Всегда помнить, что есть великий народ. Дед, который воевал… Отец, который строил Братскую ГЭС… Муж или брат, на долю которых выпал Афганистан… Есть дети и внуки, которым не прожить без корней, без памяти, без всего, что накопило искусство…

Корр.: Жизнь сделала такой крутой вираж, что старшему поколению не до искусства, а молодёжь поклоняется только рок-кумирам.

А. П.: Сейчас и на рок-музыку, к сожалению, мало ходят. Хотя у нас немало по-настоящему талантливых авторов. Но душа людская истосковалась по доброте, нуждается в тихом, задушевном разговоре.

Н. Д.: Если бы вы знали, сколько пришлось Александре Николаевне воевать за лидеров рок-музыки. Не надо представлять, что она на одном полюсе, а они — на другом. И не надо думать, что мы писали только «гимны» и сочинения о «героях нашего времени». У меня и у Александры Николаевны всегда были стихи и песни, которые запрещали, вымарывали из передач, вычёркивали из концертных программ. Впрочем, почему были? И сейчас мало что меняется. Песня — сильное оружие. Мы как-то часто забываем об этом. Возьмите близкую вам, крымчанам, песню «Виноградная лоза» («Вырубают виноградник. Без вины пришла расплата. Виноградная лоза, ты ни в чём не виновата…»).

Я помню, какое впечатление песня произвела, когда была исполнена впервые. К нам шли и звонили люди, просили списать слова, угощали нас виноградом. Это было задолго до того, как прозвучало официальное признание ошибок антиалкогольной кампании. И задолго до выступления «Огонька» в защиту уничтожаемых виноградников. Да разве только о виноградниках речь? «Вырубали, мы-то знаем, из поэм и песен строчки…» Два года пролежала песня во всех музыкальных редакциях. Первым отважился дать её «Взгляд». Не было своевременно услышано звучащее в ней предупреждение, которое, к сожалению, оказалось пророческим: «Ах, как страшно, если руку поднимает брат на брата…» Это написано за полтора года до Карабаха.

Корр.: Наверно, каждый воспринимает ваши песни на свой «слух». У одних при упоминании имени Пахмутовой возникают в памяти интимные песни, у других — «застольные», у третьих —- эпические, гражданственные. Но есть ещё и песни-баллады, отклик на самые драматические моменты истории, что делает её музыку барометром эпохи, как «1825-й год». Может, кому-то некомфортно от такой музыки?

Н. Д.: Эта песня — речитатив и полонез. «Полонез повешенных». В ней звучит ансамбль колоколов Петропавловской крепости. Как известно, колокола для декабристов в их глухих казематах были единственной ниточкой, связывающей с жизнью. Петропавловские звоны слышны и в другой песне — «Настало время бить в колокола», которая написана специально для благотворительной акции.

Корр.: Если уж мы заговорили о «заказах», давайте вспомним песню об олимпийском Мишке, которая на целое десятилетие стала неповторимым «русским сувениром».

А. П.: О том, что нужна прощальная, лирическая песня для закрытия Московской Олимпиады, нам сказали зимой. При этом поставили два условия: никому не показывать песню, когда будет готова, и не рассказывать, что Мишка поднимется в московское небо. Ну что ж, мы всё исполнили… Сегодня улетаем мы в Москву отметить с друзьями 10-летие Олимпиады.

Корр.: Откройте секрет вашей молодости и вечной трудоспособности.

Н. Д.: Секрет один — работа.

Корр.: И ещё один вопрос: вы много лет вместе, одна из самых прочных пар в искусстве. Как удаётся сохранять такой союз?

А. П.: Не помню, чьи это слова: любить — не значит смотреть друг на друга. Это смотреть в одну сторону. По крайней мере, в творчестве абсолютно так.

Беседу вела .

«Крымская правда»
163 (20078),


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2024. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator