Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная —
И нету других забот…

На трибуну Кремлёвского Дворца съездов, где проходил XV съезд ВЛКСМ, поднялась Александра Пахмутова, первая из композиторов получившая высокое звание Лауреата премии Ленинского комсомола.

Александра Николаевна взволнованно смотрит в огромный зал. Вот они, улыбающиеся, радостные — герои её песен. Что сказать им? Слова благодарности? Конечно! Но главное другое… «Тысячи людей, простых, честных, талантливых, весёлых погибли за наше дело, за наши идеалы. И вот сейчас… хочется спросить себя, спросить тех, кому я смотрю в глаза: помним ли мы, ценим ли мы это? Наверное, все вы знаете памятник нашему воину с девочкой на руках, который стоит в Трептов-парке в Берлине. Это прекрасный памятник. Но я хочу сказать вам, что я видела этих людей не в бронзе, а живых. Мне выпало такое счастье — горькое счастье, потому что это было под Сталинградом, и немногие из них остались живы».

…На берегу полноводной величавой Волги прошло детство Александры Николаевны. Может, отсюда берёт начало широта и задушевность её песен. Может, волжская земля, волжские просторы щедро одарили её талантом.

Посёлок Бекетовка, расположившийся недалеко от Сталинграда, жил напряжённой трудовой жизнью первых пятилеток, страна строилась, развивалась, набирала силы.

Помнит Аля, как часто в семье с гордостью вспоминали деда, Андриана Виссарионовича Пахмутова. В годы гражданской войны он добровольцем ушёл в Красную армию, был помощником командира красноармейского полка и в 1921 году погиб от белогвардейской пули… Не одну песню, посвящённую подвигу, борьбе, напишет впоследствии Александра Пахмутова:

Слышишь, товарищ,
Гроза надвигается,
С белыми наши отряды

сражаются,

Только в борьбе можно счастье найти…

Четырёх детей воспитали Николай Андрианович и Мария Андреевна — родители композитора. Самой младшей в семье была Аля.

Когда же музыка вошла в её мир, в её сознание? Может, в те минуты, когда она слышала игру отца, слышала, как играл он вальсы Шопена или сонаты Бетховена? И пусть исполнение не было мастерским (Николай Андрианович самостоятельно научился играть на фортепиано), звуки музыки словно притягивали к себе, завораживали. Чёрные и белые клавиши прыгали, мелькали перед глазами… Вот Аля сама нажала сначала одну клавишу, потом другую… нет, не так звучит, а если попробовать эту?.. Так впервые подобрала она знакомую мелодию, а вскоре начались занятия с отцом. В пять лет Аля сочинила первую пьеску «Петухи поют», а через два года стала заниматься в музыкальной школе в Сталинграде. Три раза в неделю вместе с мамой садилась она в поезд, чтобы проделать путь в восемнадцать километров из маленького пригородного посёлка до города. А за окном золотой листопад сменялся пронизывающим ветром и моросящим дождём, потом снежные метели уступали место весеннему половодью. Что-то из детских лет навсегда ушло и забылось, но что-то память сохранила на всю жизнь.

…Холодный январский день 1938 года. Жители посёлка собрались на митинг, посвящённый памяти В. И. Ленина. После митинга, тут же в клубе, Аля вместе со своим отцом сыграли в четыре руки первую часть Симфонии соль минор Моцарта. Быть может, тогда-то и запало в душу второклассницы Али Пахмутовой то высокое чувство ответственности перед Родиной, перед людьми, сражавшимися за идеи революции, чувство, которое потом выльется в её песнях:

Нас миллионы, юных и смелых.
Мы обещаем сдержать пионерское слово:
«К борьбе за ленинское дело
Всегда готовы!»

Шли годы. Аля продолжала учиться. Но вскоре в её детство, как в детство других её сверстников, вторглась война.

…22 июня 1941 года. Проходивший в этот воскресный день концерт победителей городской музыкальной олимпиады, в котором принимала участие и Александра Пахмутова, был прерван грозным правительственным сообщением… Потянулись военные дни. Сводки информбюро приносили нерадостные вести: линия фронта продвигалась к Волге. В августе 1942 года семья Пахмутовых эвакуировалась в Караганду. «Наш эшелон миновал переправу и должен был идти дальше. Вдруг мы увидели немецкий бомбардировщик, который стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы увидели, как он горел. Таких эшелонов было, конечно, тысячи, но я никогда не забуду этот день и моих неизвестных спасителей — лётчиков», — впоследствии будет вспоминать А. Н. Пахмутова.

Из далёкого Казахстана Аля вместе с другими детьми отправляла на фронт посылки, в которых лежали вязаные варежки, носки, высушенные булочки, сэкономленное от школьных завтраков.

Страшную картину после великой Сталинградской битвы увидела Александра Пахмутова, когда вместе со своей семьёй в 1943 году вернулась в родные края. Разрушенный, сожжённый Сталинград казался безлюдным и чужим. Будто помутнела волжская вода от крови и слёз… И Аля брала в руки аккордеон и выступала в воинских частях, в госпиталях. Суровые, измученные лица бойцов светлели, когда звучали тёплые, задушевные песни: «Вечер на рейде», «Офицерский вальс», «В землянке», «На солнечной поляночке». Аля играла одну песню за другой и ей негромко подпевали бойцы. Какое это было счастье, пусть хоть и «горькое», — находиться рядом с теми, кто только что отстоял Сталинград. Наверное, именно тогда и поняла девочка-подросток, какой неизмеримой силой обладает музыка, как нужна народу хорошая песня.

— Спасибо, девочка, спасибо, — ласково благодарили бойцы, и кто-то тихо добавил, — в Москву тебе надо ехать, учиться… Об этом Аля мечтала давно.

Над советской землёй ещё продолжали рваться вражеские снаряды, когда осенью 1943 года Николай Андрианович поехал в Москву в командировку и взял с собой дочь. Город поразил Алю своим суровым величием. На улицах и площадях ещё стояли противотанковые заграждения, в воздухе висели аэростаты, окна домов были заклеены белыми полосками бумаги. Но Москва продолжала жить своей привычной жизнью. В день приезда Аля впервые слушала оперу в театре — это был «Евгений Онегин» Чайковского. Но главной целью поездки Александры в Москву было поступление в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Педагоги высоко оценили способности новой ученицы и зачислили её в шестой класс. Она осталась жить в Москве у близких друзей их семьи. С какой увлечённостью относилась Аля к занятиям! Раньше всех она приходила в школу, чтобы поиграть до начала уроков, — ведь нужно было навёрстывать упущенное. Через пять лет она с отличием закончила школу и поступила в Московскую консерваторию на композиторское отделение, а затем и в аспирантуру. Училась Аля в классе замечательного композитора и педагога В. Я. Шебалина.

Тридцать лет назад композитор Александра Пахмутова вступила в большую жизнь музыкального искусства. Её песни стали неотъемлемой частицей нашей жизни, музыкальной летописью страны. Они рождены многими знаменательными событиями: так, новостройки Сибири — Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илим, — запечатлелись в цикле «Таёжные звёзды» («Письмо на Усть-Илим», «ЛЭП-500», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе» и другие); музыкальными памятниками начала освоения космоса стала песня «Заря космического века» и цикл «Созвездие Гагарина». Пионерское движение «По следам боевой славы» натолкнуло композитора на мысль написать кантату «Красные следопыты». На последних съездах Комсомола как музыкальное приветствие прозвучали новые песни Пахмутовой: «Орлята учатся летать» (XV съезд), «Не расстанусь с комсомолом» (XVI съезд), «И вновь продолжается бой» (XVII съезд), «Любовь, комсомол и весна» (XVIII съезд), «Только так победим!» (XIX съезд).

Когда звучат песни А. Пахмутовой, мы будто слышим — посмотрите, как велик и прекрасен мир, но его надо защищать, как защищали наши отцы и деды.

Непросто написать песню, которая стала бы нужна людям, которую бы услышали, запомнили и запели. И, наверное, один из творческих секретов А. Н. Пахмутовой в том, что она часто встречается с людьми: строителями, моряками, спортсменами, космонавтами, студентами, школьниками, и среди них композитор находит героев своих песен. Александра Николаевна всех покоряет своим обаянием, добрыми, по-детски смеющимися глазами. Живёт в ней искорка непосредственности, умение по-своему видеть и слышать окружающий мир.

Как же рождается песня? Что это — счастливые минуты творческого озарения? Или большая сложная работа? В музыке нет лёгкого труда, независимо от того, пишет ли композитор оперу, симфонию или песню. «Я вспоминаю своих одноклассников по Центральной музыкальной школе, известных сейчас музыкантов Л. Бермана, Е. Малинина, И. Безродного. Это были обыкновенные ребята, конечно, очень талантливые, но они занимались музыкой ежедневно по шесть — восемь часов…» — рассказывает Александра Николаевна.

Идёт работа над песней… Александра Николаевна сразу записывает партитуру — все вокальные и оркестровые партии: где вступят скрипки, или прозвучит труба, какой ритм будут отбивать на малом барабане. И лишь когда завершена партитура, композитор делает клавир песни — переложение для голоса и фортепиано.

Много прекрасных песен написала А. Пахмутова на стихи поэта Николая Николаевича Добронравова. Без слов нет песни. И часто именно поэтический текст становится началом её жизни. Композитор должен по-своему услышать стихотворные строчки, и тогда рождается музыка.

Но не только песня привлекает А. Н. Пахмутову. Ею написаны балет «Озарённость», концерт для симфонического оркестра, концерт для трубы с оркестром, «Русская сюита» для оркестра, увертюры «Юность», «Русский праздник», музыка ко многим кинофильмам: «Семья Ульяновых», «По ту сторону», «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «О спорт — ты мир», «Баллада о спорте» и другим.

Большую работу ведёт А. Н. Пахмутова как депутат Верховного Совета РСФСР. Как-то во время поездки в Воронеж к своим избирателям у Александры Николаевны состоялась встреча в школе-интернате. Дети приветствовали композитора сообща сочинёнными стихами:

Ваши песни весело поются,
Пионеры очень любят Вас,
Только комсомольцы задаются,
Композитором своим считая Вас.
Ну а папа с молодёжью спорит,
Песнями доказывая им:
«Не расстанусь с комсомолом,
Буду вечно молодым!»…

Общенародные праздники и торжества… Митинги… Сибирские стройки… Пионерские и комсомольские сборы… Туристические походы… Где только не звучат песни Пахмутовой! И всюду им рады, потому что есть в них бодрость и нежность, мечтательность и мужество. В этих песнях переплелись энтузиазм и романтика сегодняшнего дня с памятью о прошлом, о пережитом и думы о будущем.

…Международный детский фестиваль «Салют, Победа!» Над Артеком звенит многоголосая песня. Она сливается с голубым небом, ослепительно ярким солнцем, она уносится в морскую даль. На костровой площадке дети разных цветов кожи. И пусть многие из них плохо выговаривают русские слова, смысл песни всем хорошо понятен. Музыка выразила всё: радость, свет, улыбку и рукопожатие друга, готовность защитить мир.

На улице Мира весёлый народ,
На улице Мира в сто солнц небосвод.
На улице Мира мы выстроим дом
И сами с друзьями мы в нём заживём.

…Москва. Последний день Олимпиады-80. Шумные, пёстрые трибуны Лужников вдруг притихли. Наступили минуты прощания. На разноцветных воздушных шарах улетал олимпийский мишка, над стадионом звучала нежная, трогательная песня «До свидания, Москва». Спустя некоторое время Александра Николаевна рассказывала: «3а полгода до Московской Олимпиады меня вместе с поэтом Николаем Добронравовым попросили написать песню для праздника закрытия Олимпиады. Главный режиссёр И. М. Туманов раскрыл нам секрет: мишка будет улетать со стадиона, — но об этом мы не должны никому рассказывать и о нашей песне тоже никто не должен знать до дня её первого исполнения. Наконец, настал последний день Олимпиады. Песня прозвучала в исполнении Л. Лещенко и Т. Анциферовой. Смолкли последние звуки, но зрители как будто ждали ещё чего-то. И тогда песню повторили снова. Так совершенно неожиданно для меня песня на празднике прозвучала два раза. Этот день остался дорогим и памятным на всю жизнь».

…Закончились уроки, но около школы ещё толпились ребята. Вот открылась дверь и вышел мальчик лет девяти. Он улыбнулся, ему было хорошо, и он негромко запел:

Дружбы дерево растёт,
Время движется вперёд.
Становись смелей, товарищ,
В наш всемирный хоровод!..

Мальчик не спеша шёл через школьный двор и пел просто для себя. Потом он остановился, немного задумался и дальше стал напевать так: ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля… Было ясно: он забыл слова. Тогда девочки, которые стояли в сторонке, дружно подхватили:

Руку
Другу протяни!
Эту песню подтяни!
Вместе с нами —
Раз, два, три,
Эту песню повтори…

Мальчик немного смутился, но «его» песню уже запели почти все школьники. Как это было здорово!

Наверное, чтобы написать такую песню, нужно уметь всматриваться в лица ребят, прислушиваться к их голосам, вместе с ними заразительно смеяться, спорить, мечтать. Много ярких, запоминающихся песен написала Александра Николаевна Пахмутова для детей, песен, в которых звуками «вылеплены», отчеканены слова. Читаешь строку, и сразу в памяти всплывает мелодия, именно та, единственная, которая как бы сама собой вылилась из поэтического текста:

Поднимайся, товарищ, с зарёю,
Видишь, солнце встаёт над землёю…

Музыка зовёт, увлекает, чеканит шаг, заставляет почувствовать локоть друга! Или:

Мечтать!
Надо мечтать
Детям орлиного племени…

Мелодия летит, словно парит, над землёй, свободно, гордо, смело. И уже совсем по-другому звучит напев «Просьбы»: тихо, просто, с щемящей болью:

Раненая птица
В руки не давалась,
Раненая птица
Птицей оставалась…

Песни А. Н. Пахмутовой для детей — это целый мир, созданный щедрым талантом композитора с открытым, добрым, всё понимающим сердцем. Мир, наполненный звонкими, счастливыми голосами ребят, пронизанный фанфарами горна, барабанной дробью. Мир, в котором знают цену безоблачному небу и бережно хранят красоту природы.

Д. Б. Кабалевский писал: «…сочинение музыки для детей, для юношества, для молодёжи — это важнейшая область нашей деятельности, в которой задачи творческого порядка теснейшим, неразрывным образом связаны с задачами педагогического и воспитательного характера. И каждый из нас обязан отдать работе в этой области хоть часть своих способностей, умения и опыта!»

Народная артистка РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и премии Ленинского комсомола, секретарь правления Союза композиторов СССР, председатель жюри Международного фестиваля молодёжной песни «Красная гвоздика» Александра Николаевна Пахмутова много времени и сил посвящает работе над музыкой для детей и за это ей огромное спасибо!

И. КОШМИНА
1983 г.


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator