Обложка монографии Е.А.Добрыниной «Молодые композиторы Советского Союза. Александра Пахмутова»
Забота у нас простая,
Забота наша такая, —
Жила бы страна родная,
И нету других забот…

Эта песня звучала в кинокартине «По ту сторону». Фильм рассказывал о комсомольцах двадцатых годов, об их героизме, дружбе и любви.

Советским кинозрителям запомнилась музыка фильма: волнующая песня комсомольцев (она называлась «Песня о тревожной молодости»), драматическая сцена гибели одного из главных героев, надрывный романс «Две розы», служивший музыкальной характеристикой белогвардейцев, и многие другие эпизоды.

Фильм «По ту сторону» сменили на экранах новые картины, но песня о тревожной молодости не забыта. Её поёт наша молодёжь на целине, на новостройках, в самодеятельных коллективах. Она живёт, она полюбилась, — может ли быть большая радость для автора?

Песню эту написал молодой композитор — Александра Пахмутова.

* * *

Немногим больше десяти лет прошло с того времени, когда первые комсомольцы завоевали для родной страны право жить. Но за этот короткий срок многое изменилось в родной стране. И едва ли не главной заботой людей, защищавших советскую отчизну в 1917–1920 годах, стала забота о большом будущем страны — о детях.

Воспитание новой смены, стремление к полному, всестороннему развитию каждого советского человека стали в центре внимания тех, кто руководил страной.

«Новое детское творчество… — это величайшая сила. Пройдёт ещё немного времени, и вы увидите, во что это выльется…»

Эти прекрасные слова Сергея Мироновича Кирова, напечатанные на грамотах, какими награждали в тридцатые годы одарённых детей — участников всевозможных смотров детской самодеятельности, наверное, не раз перечитывали в семье сталинградского рабочего, старого коммуниста Николая Андриановича Пахмутова. В этой семье и родилась в 1929 году Александра Николаевна.

Але Пахмутовой было пять лет, когда она сочинила первое своё произведение — пьесу для фортепьяно под названием «Петухи поют». С тех пор на смотрах детского творчества всегда отмечали музыкальные способности девочки.

Война заставила многочисленную семью эвакуироваться в Караганду. Здесь не было возможности достать рояль — пришлось полтора года заменять его аккордеоном. В 1943 году, несмотря на трудное военное время, Аля едет учиться в Москву.

Приёмная комиссия Центральной музыкальной школы-десятилетки, прослушав талантливую девочку, заключила: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Она отстаёт от своих сверстников по технической подвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Александра Пахмутова была принята в шестой класс.

Московская Центральная музыкальная школа-десятилетка при Московской консерватории дала стране много отличных профессионалов-музыкантов. Из её стен вышли семьдесят лауреатов, отличные исполнители композиторы, педагоги1.

Учиться было трудно. Жить без близких, догонять ушедших вперёд одноклассников трудно тринадцатилетнему человеку и в мирное время. Война требовала особой подтянутости. Девочка решила с первого же месяца иметь по всем музыкальным предметам только «отлично» и это требование к себе выполняла строго.

Каждый день был расписан по часам. Педагог по фортепьяно И. В. Васильева, руководитель группы композиции профессор В. Я. Шебалин приучали беречь для музыки каждую минуту, находить для неё время и по воскресеньям и по праздникам.

Говоря об успехах молодого художника — как забыть о тех, кто составил творческую среду, в которой росло, развивалось его дарование? Можно ли, рассказывая о школьных удачах Александры Пахмутовой, не вспомнить, что в одном классе с нею учились одарённые ребята, ставшие позже известными музыкантами: Евгений Малинин, Лазарь Берман, Игорь Безродный, Эдуард Грач, Рафаил Соболевский, Халида Ахтямова, а также способные композиторы: Роман Леденёв, Николай Каретников, Дмитрий Благой? Кое-кто из учащихся проявлял склонность к литературе, поэзии.

Через два года после поступления Али в школу на экраны столицы вышел документальный фильм «Юные музыканты». Здесь и произошла первая встреча композитора Пахмутовой с широкой слушательской аудиторией. Девочка с белокурыми косичками, нахмурясь, сыграла Скерцино — среднюю часть своей Сонатины для фортепьяно.

В 1948 году Александра Пахмутова закончила с отличием Центральную музыкальную школу по классу фортепьяно и поступила на композиторское отделение Московской консерватории.

В консерваторские годы сложились творческие взгляды Пахмутовой, её профессиональное мастерство. Появились сочинения, о которых заговорила музыкальная общественность, московская печать.

Освоение народной музыки, упорное, желание сказать своё, ещё никем не сказанное слово ощущаются в лучших студенческих работах молодого композитора. В двух обработках народных русских песен для голоса с фортепьяно («Не заря ты, зорюшка», «На Иванушке чапан»), в миниатюрах на народные русские темы для струнного квартета видна созревающая творческая индивидуальность. Она прежде всего — в той строгости, с какой композитор удерживает себя от соблазнов украшательства, от щеголяния музыкальной эрудицией (что нередко бывает даже с очень способными начинающими авторами).

Целеустремлённость, умение отшлифовывать видны уже здесь, в первых консерваторских сочинениях, привлекающих обаятельной мелодикой, простотой, свежестью гармонических красок.

Когда в консерватории был объявлен конкурс на песню ко дню Советской Армии, лучшей была признана «Походная кавалерийская» на слова Юлии Друниной, написанная Александрой Пахмутовой, студенткой пятого курса.

Просто, по-народному задушевно звучит эта песня, рассказывающая о подвигах конницы, бьющейся за родную землю. Автор талантливо пользуется здесь полюбившимся в народе приёмом, встречающимся в солдатских или походных песнях: на протяжении ряда куплетов конница как бы «приближается» к слушателю, а затем постепенно «уходит» вдаль. Песня замирает2. В момент «удаления» конников звучат новые, свежие гармонии в сопровождении, светла и радостна чуть слышимая на их фоне мелодия…

Были, разумеется, в эти годы и сочинения, меньше удавшиеся. Наиболее крупное из них — четырёхчастная кантата «Василий Теркин» — не вышло за рамки ученической работы из-за клочковатости замысла, недостаточной продуманности драматургии.

Тяготение к широкому, русскому распеву мелодии и острое ощущение юмора, выявленное в активных, напористых ритмах, отчётливо видны в первом творчески значительном, крупном произведении Александры Пахмутовой — Симфонической сюите.

Не умозрительное изучение русской народной музыки по книжкам или даже классическим сборникам народных песен дало толчок к возникновению этого интересного, самобытного сочинения, а поездка автора в Хопёрский район Сталинградской области. Здесь А. Пахмутова записывала народные мелодии непосредственно от их собирателей и хранителей. Она внимательно прислушивалась и к народной манере пения.

Стиль и склад русской народной песни, а также исполнительские народные традиции оказали существенное влияние на Симфоническую сюиту. Отголоски лукаво-застенчивого юмора, свойственного исполнительской манере сестёр Фёдоровых, строгая простота интонаций Уральского народного хора временами слышны в произведении.

Образы Симфонической сюиты и драматургия её просты и безыскусственны. Автор будто переходит от одной близкой сердцу картины к другой. Русская природа, народный танец, песня — вот сюжеты этих картин.

В первой части солнечный образ пляски и веселья словно вправлен в рамку строгих аккордов вступления и заключения, оттеняющих бойкий перепляс. Озорная, зазывающая тема заставляет представить солнечный день, огневую хороводную пляску. В сутолоке горячего танцевального движения проходят различные музыкальные темы. Широко развёртывается мелодия, родственная народной протяжной лирической песне «Час да по часу ночь проходит»3, нет-нет вспоминается строгая попевка вступления, — и снова властвует танец — народный, без удержу, пляс — от полноты сил, от здоровья, от счастья, — от того, что хорошо, вольно живётся!

«Хоровод», вторая часть сюиты, поначалу — простая, наивная, полная невысказанных чувств и юношеской грации музыка. Коротенькая, несложная попевка — словно девчушка в ситцевом сарафане, — основной образ. Сродни ему и вторая тема, наделённая тонко подмеченной в народных девичьих песнях шаловливостью и одновременно застенчивая. Постепенно звучание «Хоровода» доводится до оглушительного f, затем снова затихает. Остаются лишь одинокие, по-девичьи чистые оркестровые голоса… В построении этой части заметны связи с приёмом, применённым композитором в «Походной кавалерийской».

Нетороплива тема, которую выговаривает кларнет в третьей части Сюиты («Песня»). Он словно повествует о тихом летнем вечере, о печали, лёгкой и недолгой. Временами вспоминается что-то нежно-шутливое, и вновь звучит первая, напевная тема.

Творческую фантазию композитора в этом эпизоде питали, несомненно, лирические образы Римского-Корсакова. Однако слышатся здесь и интонации советских современных народных песен (прежде всего — отголоски чудесной народной песни «Под окном черёмуха колышется»).

Финал Симфонической сюиты обнаруживает плодотворное влияние музыки Глазунова, — композитора, с особенной силой воплощавшего в своём творчестве стихию народного танца-пляса, мощного, как жизненные соки земли, как корни растущих на ней дубов.

Музыка молодого композитора, обратившегося к этому творческому источнику, напоена той же неистощимой жизнерадостностью, тягой к жизни, к свету и радости. Бурная, стремительная главная тема сменяется грузными притоптываниями в басах, остроумными «выходками» отдельных инструментов оркестра, — то долго тянущих одну ноту, то рассыпающихся короткими трелями, то выкрикивающих, как в пляске, отдельные звуки.

Интересно развит один из этих образов; вначале шутливый, он постепенно становится проникновенно-лирическим, схожим с грустной песней.

Симфоническая сюита Александры Пахмутовой прочно вошла в репертуар оркестров. Она исполнялась в Москве, Ленинграде, Баку, Кисловодске, а осенью 1956 года была тепло принята слушателями в городах Германской Демократической Республики.

Исполнялась в Германской Демократической Республике и другая значительная работа Пахмутовой — Концерт для трубы с оркестром. «Если первые сочинения Александры Пахмутовой ещё слишком зависели от фольклорных образцов, то в Концерте для трубы она находит новые черты мелодики, говорящие о творческом росте композитора», — писал критик Карл Фриц Бернхардт в немецком журнале «Музыка и общество».

Звонкую, прорезывающую весь оркестр звучность трубы, равно как и возможность извлекать на этом инструменте мелодии широкого, протяжённого дыхания часто использовали русские композиторы. Однако труба редко применялась как инструмент концертирующий.

Новым для творчества Пахмутовой явился здесь нс только выбор жанра и солирующего инструмента, но и форма сочинения. Композитор объединил всё произведение одной, многократно изменяющейся темой. Она призывно звучит у трубы. Её интонациями пронизано и несколько сумрачное вступление, и ликующий заключительный раздел.

Контрастирует первой вторая тема — мелодия, перенесённая сюда автором из кантаты «Василий Теркин». Лирически-раздумчивые настроения особенно широко развиты в середине сочинения, вызывающей в памяти картины русской летней ночи4.

Концерт для трубы был новой творческой удачей одарённого композитора. Многие страницы этого сочинения пронизаны драматическим развитием, экспрессией, форма стройна и законченна.

* * *

«Александра Пахмутова… сочиняет во многих жанрах и всегда умеет точно определить свои замыслы и найти точные средства для их воплощения. У неё хороший, своеобразный мелодический дар… Слушая, например, её песни — даже, если мы не знаем их заглавий и не расслышали ни одного слова текста, мы по самой музыке всегда определим… их содержание, тему. А такая конкретность музыкальных образов — проявление не только одарённости автора, но и его мастерства».

Это говорил композитор Кабалевский, выступая в ноябре 1957 года на молодёжном творческом пленуме, организованном Союзом советских композиторов.

Действительно, А. Пахмутова активно, интересно заявила о себе во многих музыкальных жанрах. Она написала симфонические увертюры «Юность» и «Тюрингия»5, музыку к ряду радиоспектаклей («Противная сторона», «У самого синего моря», «Не проходите мимо», «Педагогическая поэма»), создала глубоко содержательную музыку к кинофильму «Семья Ульяновых», с успехом показанному в Советском Союзе и странах народной демократии, закончила несколько произведений в жанре лёгкой музыки, эстрадных песен.

В своём песенном творчестве А. Пахмутова стремится откликнуться на разнообразные темы, связанные с жизнью советских людей, их героическими подвигами, их повседневными мыслями и делами. В содружестве с поэтами С. Гребенниковым и Н. Добронравовым А. Пахмутова написала песни, приобретающие всё большую популярность («Надо мечтать», «Снегурочка», «Песня о верном друге», «Колыбельная», «Я тебя люблю», «Машинист», «Марш девушек»).

Недавно А. Пахмутова закончила пятичастную кантату для чтеца и детского хора в сопровождении оркестра, озаглавленную «Ленин — в сердце у нас». Своеобразен замысел этого сочинения. В пяти частях его утверждается мысль: куда бы ни пришёл ты, москвич, — всюду, во всех уголках столицы, во всех её больших и малых делах видны вечно живые заветы великого Ленина.

Идея кантаты воплощена в ярких образах хоровых ребячьих песен: песенки юных хозяев Москвы (написанной под хорошим влиянием маршей Дунаевского), «Песни о библиотеке Ленина», где найден очень мягкий, лирический поворот такой, казалось бы, «немузыкальной» темы. Этому в большой степени способствует обаятельный текст, сочинённый С. Гребенниковым и Н. Добронравовым.

Сдержанная мелодия «Песни о заводе Ильича» («Гудит завод»), напоминающая старые русские революционные песни и одновременно мелодику Блантера, очень удалась автору. Музыкальный образ следующего отрывка — дети на стадионе имени Ленина. Воспитание силы и мужества спортом — тоже ленинский завет…

Наиболее значительна последняя часть кантаты — «Ленин — в сердце у нас». Торжественно-величавая мелодия пионерского гимна проста, понятна, легко ложится в память.

Музыкальный язык этого сочинения очень привлекателен. Можно не сомневаться, что оно будет популярно среди юных слушателей и исполнителей.

* * *

Юмор и лирика обычно раньше всего проявляются в творчестве молодого художника, но если он по-настоящему одарён, он пытливо ищет свой дальнейший путь, стремится расширить, углубить круг своих образов и тем. Так и А. Пахмутова. В музыке её мы находим не только жизнерадостные или лирические, но подчас и суровые, даже трагические настроения.

Напряжённая драматичность отличает, например, «Балладу о белой гвоздике» (песня, посвящённая греческому герою, коммунисту Никосу Белояннису), некоторые фрагменты музыки фильма «По ту сторону».

Уровень мастерства, достигнутый молодым композитором, достаточен для осуществления больших творческих планов в любом жанре музыкального искусства — симфонии, опере, оперетте, оратории.

В них, думается, окончательно проявится индивидуальность композитора, выявятся его тема, его почерк, его драматургия и герои.

Меня моё сердце
В тревожную даль зовёт, —

поётся в песне о тревожной молодости.

Верится, что таким тревожным, устремлённым вперёд будет весь дальнейший творческий путь молодого способного композитора Александры Пахмутовой.

Е. Добрынина


1 Здесь учились, например, пианисты Роза Тамаркина. Арнольд Каплан, Татьяна Николаева, скрипачи Борис Гольдштейн, Леонид Коган, Игорь Ойстрах, виолончелисты Мстислав Ростропович, Яков Слободкин, Михаил Хомицер, Татьяна Прийменко, арфистка Ольга Эрдели, дирижер Геннадий Рождественский и другие.

2 Вспомним, каким успехом пользуется исполнительская традиция песен «По долинам и по взгорьям» или «Полюшко-поле».

3 Эта народная мелодия ещё раньше приглянулась композитору, цитировавшему её в первой и последней частях кантаты «Василий Тёркин». Несколько позже А. Пахмутова вернулась к этой теме в Концерте для трубы.

4 Л. Генина назвала этот эпизод ноктюрном (см. журнал «Советская музыка», 1956, № 1).

5 Это сочинение, основанное на двух немецких народных темах, возникло под впечатлением поездки автора по городам Германской Демократической Республики.


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator