Сказать, что этот концерт удался — значит, ничего не сказать. Творческий вечер композитора Александры Пахмутовой в Государственном центральном концертном зале «Россия» стал праздником для всех, кто сюда пришёл или слушал прямую трансляцию по Радио России.

Некоторые из этих песен созданы 20, 30, 40 лет назад, но разве могут устареть такие шедевры, как «Песня о тревожной молодости», «Нежность», «Беловежская пуща», «Как молоды мы были», «Поклонимся великим тем годам»… Невозможно перечислить все шлягеры, ибо Пахмутова создала их десятки.

А на свет продолжают появляться новые замечательные произведения, подписанные именами композитора и её неизменного соавтора и спутника жизни, поэта Николая Добронравова. Поразительно: Пахмутова, человек, можно сказать, давно сделавший себя, смогла, не поступаясь своими творческими принципами, найти новые, созвучные времени интонации. И особую, огненную страстность приобретает её лирика в таких песнях, как «Шанс»; и остро трагично звучит в её маленьких по размеру, но не по художественному масштабу творениях тема войны, ставшая теперь, увы, снова современной.

Главная же тема творчества Пахмутовой — конечно, любовь. И не случайно именно о любви и о музыке, как о ее художественном выражении, — самая, на мой взгляд, яркая песня программы: песня-гимн «Очаг», которую великолепно спела такая вроде бы «не пахмутовская» певица, как Лариса Долина. Да, талант, высочайший профессионализм автора привлекают «под её знамена» не только давних ее исполнителей, встреча с которыми теперь дорога публике ещё и своей ностальгичностью, — ну как не устроить овацию Валентине Толкуновой, Льву Лещенко, Александру Градскому, Ринату Ибрагимову, Тамаре Гвердцители, Леониду Сметанникову, Иосифу Кобзону, ансамблю «Песняры», Большому детскому хору радио и телевидения, а также Президентскому оркестру России, ансамблю песни и пляски Внутренних Войск? Среди нового «пахмутовского» призыва исполнителей — не один известный Юлиан: здесь и «нанайцы», и Ирина Шведова, и даже Нонна Мордюкова.

Словом, концерт стал событием. Вот теперь-то мне понятно, отчего Александру Николаевну не привечают на иных наших эстрадных тусовках — таких, например, как пресловутая «Песня года». Да, чемпионам таких междусобойчиков пришлось бы долго отдыхать, если бы рядом с их песенками прозвучало хоть одно пахмутовское произведение — настолько её интонации ярче, искренней, благородней. Сравните хотя бы это: «Ты — моя мелодия, я — твой преданный Орфей» и «Ты — моя банька, я — твой тазик». Не живут рядом высокий строй образов и нарочитая вульгарность. Увы, торжествуют ныне на сцене не лучшие человеческие инстинкты, и один из них — «инстинкт уничижения», как точно подметил в своем прочитанном на вечере стихотворении Добронравов.

И всё же, верится, не этому «инстинкту уничижения» торжествовать в наших душах. Песни Пахмутовой — это песни действительно о главном — о Родине, любви, созидательном труде. Это песни боли и веры, воплощающие в себе неспокойную совесть России. И право же, есть символика в том, что последнее слово в концерте было за «Надеждой» — песней, которую вместе с создателями и исполнителями стоя пропел весь зал.

Сергей БИРЮКОВ
«Труд»
25 марта 1998 г., № 55 (23038)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо