Брал в руки свою любимицу-гитару инженер-гидростроитель Алексей Марчук, и плыла под струнный перебор песня. Тихо подпевали гитаристу инженер-бетонщик Алексей Шохин и Владимир Долгий, окончивший филологический факультет МГУ и махнувший в Братск электросварщиком. Здесь, вдалеке от больших городов, от телевидения и зачастую от радио, в минуты, когда приходит радость, и в минуты, когда приходит тоска, как к другу, обращаются к песне. Поэтому-то здесь я и почувствовала особую ответственность за своё творчество и особенное желание, чтобы твои песни пелись этими людьми.

Я до сих пор отчётливо помню все наши встречи на Ангаре: от концерта в Братском дворце спорта, где собралось более полутора тысяч человек, до выступления на линии электропередач Братск — Тулун, в клубе таёжного села Покосное…

Есть нестареющие слова: «Лейся, песня, на просторе…» А где же и литься ей, песне, как не на этих вздыбившихся стройками сибирских просторах!

Но не так-то всё просто — лейся, просторы…

Путь нашей бригады лежал в Братск в гости к рабочим и инженерам, воздвигающим на Ангаре гигантскую электростанцию. Все мы, конечно, знали, что Сибирь — это просторы, бурные реки и мужественные люди. Но знать понаслышке и знать «на ощупь», что ли, — какие это разные и далёкие вещи!

У нас сейчас много ездят за границу: Париж и Гавана. Прага и Лондон. Нью-Йорк и Бамако. Это интересно и полезно. Открывать Америку — хорошо. Но давайте будем «открывать» и Россию. И Казахстан. И Карелию. И Туву.

Нам, композиторам, такие поездки по родному краю просто необходимы. И дело не в широте географического охвата, а в том, что людям, строящим на бесконечных просторах новые города, особенно нужна песня.

Среди пятнадцати песен, которые «подарило» мне сибирское путешествие — «Что такое ЛЭП» и «ЛЭП-500», и когда месяца через два-три я снова поеду к своим братским друзьям, то повезу эти песни на их суд.

И мне очень хочется, чтобы хоть одна из них получила путёвку в большую жизнь. А между тем, хотя статистика и не занимается музыкой, известно, что из всех песен, написанных за год, жить надолго остаются всего лишь две-три.

От чего же зависит жизнь песни? Если бы можно было дать универсальный ответ на этот вопрос, то мы бы имели хороших песен куда больше. А хорошая песня — увы! — потому и хорошая, что она редкость.

Несомненно, многое определяют мелодия и слова, органическое сочетание музыки и стихов, но есть факторы, не зависящие от создателей. Это прежде всего её первое звучание по радио. Как много и наших, и зарубежных сереньких песен поётся довольно долго, благодаря блестящей «упаковке», то есть исполнению и записи. И. наоборот, часто хорошая песня из-за плохой подачи её погибает. Об этом уже писалось и говорилось, но, на мой взгляд, вопрос до сих пор не решён. А ведь как важно, чтобы звучали хорошие песни, и если уж композитору удалось такую написать, то не надо превращать её «в мертворождённого ребёнка».

Проблема хорошей песни, казалось, должна бы решаться руками творческой молодёжи. А молодёжь не всегда хочет брать её в свои руки. Можно, конечно, понять желание молодых композиторов выразить себя, своё мировоззрение в более сложных и глубоких формах. Однако все знают, что издревле существуют не только романы и повести, но и рассказы, и в конце концов одно не мешает другому. Например, ленинградец Андрей Петров начал свой путь с симфонических произведений, а теперь он пишет не только их, но и песни. Причём и те, и другие пишет удачно.

Нам надо помнить, что если не будет хороших песен, то люди, которым они нужны, станут петь плохие. И уж тот, кто испортит на них себе вкус, никогда не придёт к пониманию симфоний.

Кстати, о вкусе. Его необходимо воспитывать с детства. Надо, чтобы наши дети чувствовали красоту и особенно красоту «современную». Ведь это очень красиво: выбросившие вверх свои хоботы подъёмные краны и экскаваторы, мчащиеся вдаль поезда и «ТУ-104», леса новостроек рядом с древними лесами и над всем этим — синее небо.

И думается, что люди, научившиеся видеть красивое вокруг себя, не будут петь плохие песни. Ведь тот, кто научился разбираться в людях, не сделает своим другом плохого человека. И я очень хочу, чтобы мои песни хоть в какой-то мере способствовали воспитанию хорошего вкуса. А для этого опять-таки — я возвращаюсь к началу — надо знать жизнь, людей, жить среди них. Надо уметь за гарью и копотью, за оглушающим рокотом моторов и недостатками разглядеть красоту Алексея Марчука и его товарищей. Красоту нашего человека. Человека, поющего песню.

Александра ПАХМУТОВА,
композитор

 

Главное, ребята, сердцем не стареть (1963) Загрузить ноты этой песни в формате PDF Прослушать запись Льва Барашкова, Льва Полосина и Бориса КузнецоваПрослушать запись Льва БарашковаПрослушать запись Эдиты Пьехи и ансамбля «Дружба»Прослушать запись Иосифа КобзонаПрослушать запись Иосифа Кобзона с концерта 11 февраля 2003 г.Прослушать запись Феликса ЦарикатиПрослушать запись из художественного кинофильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»Прослушать запись ансамбля «Гренада»Прослушать запись ансамбля «Добры молодцы»Прослушать запись Валерия СюткинаПрослушать запись ансамбля «Случайная встреча» (И.Филатов, Г.Каковкин, М.Ермолаев)Прослушать запись группы «Золотая стрела»Прослушать запись группы «Уматурман»Прослушать запись группы «Ришелье»Прослушать запись Антона Макарского и детского музыкального театра «Домисолька»Прослушать инструментальную запись группы «Кинохроника»Прослушать инструментальную караоке-запись,
из цикла песен Таёжные звёзды
С. Гребенников, Н. Добронравов

Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы,

а в этот край таёжный

Только самолётом можно долететь.

Припев:
А ты улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта о чём-то поёт
Зелёное море тайги…

Лётчик над тайгою точный курс найдёт,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир,

ступая по-хозяйски,

В общем-то зелёный, молодой народ.

Припев.

Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы,

пока что небогатом,

Чтобы все богатства взять из-под земли.

Припев.

…Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они,

а знаешь, дорогая,

Лёту к нам в Таёжный несколько часов!

Припев.

 

«Московский комсомолец»
1 мая 1963 г., № 87 (7602)


 <<< На заглавную страницу  

© А. Н. ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2020. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо
Free Sitemap Generator