Александра Николаевна Пахмутова и Николай Николаевич Добронравов. Фото из семейного альбома А.Пахмутовой. Где-то далеко во Вселенной есть малая планета, которая носит имя Пахмутовой. Сколько ни смотреть в звёздное небо — не обнаружить её невооружённым глазом. Есть и другая планета Пахмутовой, огромная и прекрасная, в её атмосфере мы все живём.

Композитор Пахмутова — наш современник. Народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат многих премий, почётный гражданин Москвы. Все награды и премии хороши и высоки, но всё-таки высшая — признание и любовь народа. Александра Николаевна — обладатель и этой награды, присуждаемой не высочайшим указом, а исключительно по указу сердца.

Здесь вполне уместно вспомнить слова, ставшие уже афоризмом: «Пахнут хвоей и травой песни Пахмутовой. Нет сердец перед тобой не распахнутых». Принадлежат эти строчки Алексею Марчуку, бойцу Всесоюзных ударных комсомольских строек, известному учёному и писателю.

В те далёкие 60-е Александра Николаевна вместе с поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым написала песню «Марчук играет на гитаре». Вместе с другими, овеянными романтикой, песнями («Главное, ребята, сердцем не стареть», «ЛЭП-500», «Прощание с Братском», «Письмо на Усть-Илим», «Девчонки танцуют на палубе») они составили сибирский цикл.

Незабываемое время. О нём, о поездках на стройки, о людях (по именам и фамилиям), с кем тогда познакомились и подружились, Александра Николаевна и её верный и надёжный спутник по жизни и соратник по творчеству Николай Николаевич Добронравов всегда вспоминают с благодарностью, о чём не однажды рассказывали и читателям «Трибуны».

От творческих командировок они и сейчас не отказываются, хотя по понятным причинам поездки эти стали редки. Вот две из недавних. Впечатления о встречах на дальних северных широтах в нефтегазоносной провинции обернулись лирической «Северной песней» о людях, нашедших «в недрах земли месторожденье тепла», нашедших здесь, кроме того, «месторожденье любви», готовых солнце включить «в нашей озябшей стране». А вторая, тоже очень дальняя командировка была в Комсомольск-на-Амуре, куда советовал съездить ещё Юрий Гагарин. Так после встреч с создателями крылатых машин родилась песня «Птицы вылетают из гнезда», и так была продолжена одна из генеральных линий в творчестве Пахмутовой: песни о людях-созидателях. С этой темой давным-давно породнилась Александра Николаевна, открыв её в конце 50-х–начале 60-х уже ушедшего века песнями «Геологи» и «Машинист». Позже к ним добавились «Усталая подлодка», «Мы учим летать самолёты»…

Александра Николаевна — великая труженица. Сколько времени она проводит «в муках творчества» за инструментом у себя дома, как она ищет и находит мелодию, темп, тональность, сказать трудно. Но как работает за роялем во время своих авторских концертов, приходилось видеть неоднократно. Невероятно, но Александра Николаевна может несколько часов (порой пять!) не покидать сцену и самоотверженно, с полной отдачей сил аккомпанировать тому или иному исполнителю. Очень усталая к финалу концерта, но улыбающаяся и счастливая, увенчанная чуть не всеми цветами Москвы. А публика требует продолжения. И продолжение следует, когда зал и сцена перед тем, как расстаться, превращаются в единого исполнителя и все вместе поют пахмутовские хиты — такие, как «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «До свиданья, Москва», «Надежда»… Что и говорить, звёздный час на жизненной дороге композитора.

А где начала восходить музыкальная планета Пахмутовой, где её истоки?

Есть у Александры Николаевны мало известная песня, но отнюдь не случайная в её биографии — «Где-то под Бекетовкой» на слова непрофессионального поэта, участника боёв на Волге Г. Киреева: «Над балками глубокими, над гребнями высот покоем дышит мирная земля. А где-то под Бекетовкой солдатские края, где опалилась молодость моя…» Вот в этой самой Бекетовке, в поселке в 15 километрах от Сталинграда, в семье Николая Андриановича Пахмутова и Марии Амплиевны Кувшинниковой 9 ноября 1929 года родилась дочка Сашенька. Простая семья. Отец — человек без музыкального образования, но музыку любил и к ней тянулся, владел игрой на балалайке, рояле, скрипке и даже арфе. Мать подросшую дочку возила в областной центр в музыкальную школу. А тут война, Бекетовка оказалась в эпицентре Сталинградской битвы, когда опалилось детство Александры Николаевны.

Враг отступил, в посёлке остались аэродром да госпиталь. Здесь она играла на аккордеоне и пела для раненых. А с лётчиками договорилась вот о чём: если родители не отпустят её учиться в Москву, то они её на крыльях доставят в столицу. Но до этого отчаянного шага не дошло: отец сам повёз дочку, как говорили раньше, «в Москву за песнями», а в посёлке, как ни бедно жилось, скинулись девочке на пальтишко. Видно, их доброта и чувство подсказывали: провожают землячку в большую дорогу.

Саша Пахмутова была принята в школу для одарённых детей (известную позже как Центральная музыкальная школа), где её воспитанникам, по воспоминаниям Александры Николаевны, выдавали продовольственные карточки высшей категории: сражающаяся страна поддерживала юные таланты — своё же будущее. Потом Московская консерватория, класс композиции у педагога и композитора Виссариона Шебалина, а в 1956 году окончила у него же аспирантуру.

За годы после учёбы были написаны произведения для оркестра, кантаты и хоры, балет «Озарённость», но в споре жанров на первое место вышла песня. Сколько их у Александры Николаевны, точно она и сама не скажет. Многие сотни.

Сейчас, когда страна готовится к 60-летию Победы, нельзя не сказать о вкладе Пахмутовой в песенную летопись войны. Вспомним «Горячий снег», «Если отец герой», «Ты — моя надежда, ты — моя отрада» (из киноэпопеи «Битва за Москву»), «Голос друга» (с потрясающей концовкой «Давайте выпьем, мёртвые, во здравие живых!» — стихи поэта-фронтовика Бориса Слуцкого), «Поклонимся великим тем годам» и другие.

Цикл памяти Юрия Гагарина, песня «Знаете, каким он парнем был». Песни о спорте и спортсменах, например, «Трус не играет в хоккей». Лирические — «Нежность», «Мелодия» и т.д. Песни, звучащие скорее как народные, а не композиторские, — «Старый клён», «Я не могу иначе», «Ненаглядный мой», «Ах печаль, ты моя печаль», «Говорили-балакали». А как не вспомнить песню-раздумье «Как молоды мы были» или песни о близкой нам земле — «Белоруссия» и «Беловежская пуща».

Горько, но был период, когда всё это песенное богатство оказалось ненужным тем, кто стал разрушать страну. На Александру Николаевну и её соавторов, в первую очередь на Николая Николаевича, обрушилась оскорбительная критика — не к тому звали, не то воспевали. Они не считали нужным оправдываться перед теми, кто так быстро и конъюнктурно поменял свои ориентиры. Приспосабливаться они не собирались, а вот работать не переставали. В 1990-е, в пору разрухи, духовного и материального обнищания страны, Пахмутова и Добронравов пишут песни высокого гражданского звучания — «Остаюсь» («Остаюсь с обманутым народом…»), «Песенка о господах и госпоже» (о сытых новых русских и правящей бал госпоже Нищете) и песни с надеждой на то, что минет лихолетье. К таким я отношу «Шанс» и «Веру» («Веры тонкая свеча в темноте горит…»). Слава Богу, тот период длился не так уж долго. Схлынула пена. Песни Пахмутовой вновь звучат.

В Пахмутовой всегда живёт чувство справедливости, доброты, любви к своим слушателям и к своей Родине, которой она посвятила много песен. Из недавних — «Русский вальс», «Моя родина», «Погуляем по России».

Буквально на днях, в канун своего юбилея, Александра Пахмутова вернулась в Москву из поездки в Волгоград на свою малую родину — теперь её Бекетовка входит в черту города-героя. Славную землячку хор детской музыкальной школы встретил песней «Где-то под Бекетовкой». Да и других незабываемых встреч было множество.

Александр КУЗНЕЦОВ
«Трибуна»
11 ноября 2004 г., № 201 (9872)


 <<< На заглавную страницу  

© А.Н.ПАХМУТОВА В ИНТЕРНЕТЕ (Pakhmutova.Ru, Пахмутова.РФ) — Роман Синельников (составитель) и Алексей Чарыков (дизайн и программирование), 1997-2017. Все права защищены. Копирование материалов без предварительной договорённости запрещено. При упоминании этого сайта на своих страницах или в СМИ просьба сообщать авторам. Хостинг: Библиотека Максима Мошкова, Hoster.Ru.

 

Напиcать пиcьмо